Квалификация сотрудников и ее повышение
(2) Работа над проблемой, в особенности поиск информации и оценка ожидаемых последствий
В мероприятиях по повышению квалификации принимают участие прежде всего те, кто видит в этом положительный эф- фект для осуществления собственных целей. Примечателен тот факт, что, согласно одному из выборочных опросов, проведен- ных в Германии, только треть сотрудников ждет, что желатель-
152
ный для них положительный эффект будет достигнут благодаря повышению квалификации.
(3) Фактическое отношение к проблеме повышения квалификации
В несколько упрощенном виде результаты различных эмпири- ческих исследований можно представить следующим образом:
фактически в мероприятиях по повышению квалификации уча- ствуют те, кто при решении служебных и личных проблем не может без него обойтись. Но при этом должна быть ясно видна необходимость в повышении квалификации и положительно оце- нены последствия повышения квалификации.
Организация повышения квалификации на фирме
Чтобы достичь эффективной организации процесса повыше- ния квалификации, необходимо учесть все вышеприведенные факторы. Это означает, что тенденции, которые содействуют по- вышению квалификации, должны быть выявлены на раннем эта- пе, и необходимость повышения квалификации должна быть от- ражена в конкретных программах. Необходима также проверка проводимых образовательных мероприятий с тем, чтобы совре- менно отреагировать на недостатки. При таком подходе можно выделить четыре основных блока мероприятий.
(1) Долгосрочное концептуальное планирование
Долгосрочное планирование процесса повышения квалифи- кации определяет рамки для будущих мероприятий по его орга- низации. Эти рамки включают в себя тенденции, на которые не- обходимо реагировать, и в приблизительных чертах мероприя- тия, с помощью которых последует реакция на эти тенденции.Они должны быть определены исходя из стратегии фирмы.
В этой долгосрочной перспективе, охватывающей несколько лет, речь идет о своевременной реакции на так называемые "сла- бые сигналы", свидетельствующие о потребности в повышении квалификации в будущем. Их задача состоит в том, чтобы зара- нее сигнализировать о тех тенденциях, на которые фирма должна реагировать, если она хочет выжить в условиях рынка.
Подобная система раннего предупреждения должна с точки зрения определения долгосрочной потребности в повышении квалификации ориентироваться на те факторы, которые влияют на эту потребность фирмы. Чем больше мы знаем о факторах влияния, тем эффективнее будет работать система раннего пре- дупреждения, представление об элементах которой даст табл. 12.
153
Таблица 12
Элементы системы раннего предупреждения
Факторы внешней среды |
Внутренние факторы |
Показатели успеха |
Рынок сбыта: например, изменение поведения потребителей или каналов реализации и т.п. |
Персонал: - структура (возраст, образовательный уровень); - взгляды (отношение к труду, представление о ценностях); - поведение (текучесть персонала, число несчастных случаев на производстве и т.д.) |
Динамика производительности труда, оборота, прибыли, конкурентоспособ- ности |
Рынок труда: например, изменения в системе школьного образования | ||
Технология: например, новые методы производства |
Техника: инвестиции, новые материалы | |
Правовые и общест- венные рамки: например, новые законы или изменив- шиеся представления о ценностях |
Организация: изменения рабочих процессов, концепции управления и т.д. |