Квалификация сотрудников и ее повышение
Под повышением квалификации на рабочем месте понимает- ся целенаправленная передача опыта — несистематические и слу- чайные учебные процессы в большинстве своем не принимаются во внимание. Типичными формами повышения квалификации на рабочем месте являются: направленная передача опыта, созда- ние подготовительных рабочих мест (например, мест для асси- стентов, учеников), планомерная и систематическая смена рабо- чего места, системы переводов с одной должности на другую (что часто является предпосылкой для занятия руководящих должно- стей), поручение особых задач и предоставление прав представ- лять фирму вовне, обсуждение актуальных рабочих проблем. Обу- чению на рабочем месте отводятся следующие задачи: ознаком- ление и приобретение навыков в работе на конкретном рабочем месте, претворение в жизнь новых идей, полученных в результа- те повышения квалификации на курсах и семинарах, а также вос- приятие проблем, обсуждавшихся на занятиях.
С учетом особенностей обеих этих форм повышения квалифи- кации наиболее целесообразным представляется их сочетание.
142
в) В зависимости от степени организации процесса повышения квалификации выделяют организованное и неорганизованное повы- шение квалификации.
Наряду с организованной формой повышения квалификации определенное значение имеет и неорганизованная, или так назы- ваемая самостоятельная, форма повышения квалификации.
Наглядно это может быть продемонстрировано на результатах опроса 100 менеджеров высшего звена управления в немецких фирмах. На вопрос: "Как Вам удается следить за развитием в Вашей профессиональной области?" — 90% менеджеров высшего звена на фирмах с числом работников более чем 2000 человек ответили: "благодаря журналам и другой литературе по специаль- ности"; 58% — "благодаря специальным заседаниям, семинарам, коллоквиумам"; 48% — "благодаря тематическим совещаниям, дискуссиям и обмену опытом". Кроме того, подчеркивались кон- такты с высшей школой, посещение выставок, знакомство с от- раслевыми обзорами и т.д. Понимание того, что организованное повышение квалификации есть лишь часть квалификационной подготовки, характерно и для других групп опрашиваемых. Со- вершенно очевидно, что наряду с чтением специальной литера- туры особое значение приобретает организованный и неоргани- зованный обмен опытом. Если исходить из того, что важная ин- формация о собственном профессиональном опыте в большин- стве случаев может быть предоставлена лишь в обмен на равно- ценную информацию со стороны собеседника, то напрашивается вывод о том, что профессиональная компетенция является наи- важнейшей предпосылкой получения ценной информации.
г) В зависимости от содержания мероприятий по повышению квалификации выделяют повышение квалификации в профессиональ- ной области, отработку поведения, проблемно-ориентированное по- вышение квалификации.
Содержание мероприятий по повышению квалификации мож- но систематизировать по тематике и категориям целей, постав- ленных перед учебным процессом. Здесь характерны различия между ориентированными на долгосрочную перспективу стан- дартными программами и проблемно-ориентированными, т.е.краткосрочными мероприятиями по повышению квалификации.Стандартные программы включают в себя как программы, содер- жание которых ориентировано на конкретную профессиональ- ную область (учеба по специальности), так и тренировочные про- грамммы, содержание которых ориентировано на управление и поведение (отработка управления, отработка стиля поведения).Специфические тренировочные программы в подавляющем боль-
143
шинстве случаев привязаны к определенным управленческим концепциям.
Проблемно-ориентированные мероприятия по повышению квалификации проводятся в зависимости от появления проблем на фирме, например при увеличении процента брака или при внедрении нового технологического процесса. Эти мероприятия часто являются составной частью широкомасштабных концеп- ций организационных преобразований (организационного разви- тия).