Квалификация сотрудников и ее повышение
Развитие персонала путем повышения квалификации
Понятие "повышение квалификации"
Профессиональное образование включает в себя два этапа:
первичную профессиональную подготовку и последующее углуб- ление, расширение и дополнение ранее приобретенной квали- фикации.
Учебные процессы после окончания первой фазы образова- ния обобщенно называются повышением квалификации. При этом
140
в зависимости от преследуемых целей выделяются различные ва- рианты повышения квалификации, в соответствии с которыми приобретенная ранее квалификация должна быть или сохранена, или углублена и расширена, или приведена в соответствие с из- менившейся обстановкой, или доведена до уровня, требуемого для работы на новой, более высокой должности.
Иногда о повышении квалификации говорится только в тех случаях, когда речь идет об организованных учебных процессах или учебных занятиях. Подобная узкая трактовка в нашем случае нецелесообразна. Понятие "повышение квалификации" исполь- зуется в более широком значении, т.е. данный процесс включает в себя и учебу на рабочем месте, и самостоятельно организован- ную учебу, например чтение специальной литературы, обмен опытом, посещение выставок.
В ряде случаев повышение квалификации трактуется как си- ноним развития персонала. Это тоже неоправданно. В соответст- вии с доминирующим представлением под развитием персонала понимается всеобъемлющая концепция стимулирования и ис- пользования человеческих ресурсов фирмы, и, значит, повыше- ние квалификации является одним из важных элементов разви- тия персонала.. Формы повышения квалификации
Повышение квалификации осуществляется в различных фор- мах, которые отличаются друг от друга в зависимости от органи- заторов программ повышения квалификации, степени связи с практической деятельностью, степени организации процесса по- вышения квалификации, содержания, а также целевых групп это- го процесса. Ниже рассматриваются формы повышения квали- фикации в соответствии с указанными критериями.
а) В зависимости от того, кто проводит программу повышения Квалификации, выделяют повышение квалификации работников на фирме (внутрифирменное) и за ее пределами (внешнее).Учебные мероприятия, которые планируются и реализуются
для работников собственной фирмы, называются внутренним, или внутрифирменным, повышением квалификации. При этом не имеет значения, где именно проводятся эти мероприятия. Повышение квалификации за пределами фирмы (внешнее)
•Осуществляется в учебных заведениях. Специальной формой внешнего повышения квалификации является межфирменное
•Повышение квалификации. В этом случае несколько фирм объединяются и выполняют функции соорганизаторов учебных мероприятий для повышения квалификации своих работников.
141
Преимущества внутрифирменного повышения квалификация заключаются в следующем:
- лучший учет потребностей в специфическом для данной фирмы виде повышения квалификации;
- активизация внутрифирменной кооперации за счет обмена'!опытом между коллегами;
- развитие соответствующего "духа фирмы";
- относительно однородный состав участников;
- как правило, меньшие расходы и лучшие возможности контроля.
Повышение квалификации за пределами фирмы имеет смысл в том случае, если число участников слишком мало, чтобы стои- ло затевать внутрифирменные программы, или если необходимо привлечь извне идеи для инноваций, или если особенно важна атмосфера раскованности в процессе обучения, например при отработке стилей поведения.
б) В зависимости от характера связи с практической деятельно- стью выделяют повышение квалификации на рабочем месте и повы- шение квалификации вне рабочего места.
Учебным формам подготовки в отрыве от рабочего места (се- минары, курсы, коллоквиумы и т.д.) отводятся задачи, состоящие в систематическом обзоре по определенным областям и тенден- циям развития, в стимулировании инициативы и формировании новых идей, в отработке поведения и получении информации о влиянии типичных стилей поведения.