Квалификация сотрудников и ее повышение
Интеграция и управление. Организационная структура пред- приятия основана на разделении труда. Нецелесообразно и, кро- ме того, просто невозможно пытаться предвосхищать и заранее
145
планировать все рабочие процессы и все возможные ситуации.Поэтому фирмы вынуждены предоставить своим работникам возможность самостоятельно определять проблемы и действовать во имя достижения целей, поставленных фирмой.
Для того чтобы работники могли это сделать, им необходимо располагать знаниями о взаимосвязях внутрифирменной органи- зации. Если повышение квалификации способствует тому, что сотрудники фирмы получают информацию о целях и важнейших внутрифирменных взаимосвязях, оно тем самым служит гаранти- ей совместных целенаправленных действий: эффект повышения квалификации в этом случае будет состоять в стимулировании интеграции и целенаправленных действий фирмы.
Гибкость. Повышение квалификации может включать в себя инновационный эффект и повышение мобильности. Оба этих фактора объединены понятием "эффект гибкости". Благодаря повышению квалификации фирма наполняется новыми знания- ми, которые способствуют нахождению принципиально новых решений проблем или значительно их облегчают. Повышение квалификации способствует созданию инновационного климата на предприятии.
Эффект мобильности срабатывает в том случае, если в резуль- тате мероприятий по повышению квалификации расширяется горизонт работников как специалистов в определенной профес- сиональной области, а также развивается их способность адапти- роваться к смене трудовых заданий.
Упомянутые эффекты не достигаются автоматически, напро- тив, они возможны только в том случае, если мероприятия по повышению квалификации с самого начала ориентируются на достижение этих эффектов.
Факторы, влияющие на деятельность фирмы в области повышения квалификации
Одно из эмпирических исследований, проведенных в Герма- нии, показало, что на предприятиях кожевенной, текстильной и швейной отраслей промышленности 3,1% сотрудников участвует во внутрифирменных мероприятиях по повышению квалифика- ции. В энергетике этот показатель составляет 18,2%, в кредитных институтах и страховых компаниях — 41,2% (Weber, 1985). Эти различия, наглядно представленные на ил. 16, не случайны: они объясняются, в частности, различными условиями деятельности в отдельных отраслях и соответственно на отдельных фирмах.
146
Проводились широкомасштабные исследования факторов, оп- ределяющих степень активности в области повышения квалифи- кации на фирмах (см., в частности, Weber, 1985).
Потребность фирмы в повышении квалификации ее сотруд- ников находится в зависимости от трех факторов (схематически изображенной на ил. 17):
- изменений во внешней среде и на самой фирме;
- комплексности и концепции управления;
- специфических особенностей продуктов фирмы.
Рассмотрим их подробнее.
(1) Изменения во внешней среде и на самой фирме
Внешние изменения происходят, в частности, в технологии, в демографической области, в желаниях заказчиков или, напри- мер, в системе общественных норм и ценностей. Если фирмы хотят выжить в условиях пронизанного конкуренцией рынка, то они должны приспосабливаться к этим изменениям.
Фирмы, работающие на динамичных, изменяющихся рынках, характеризуются стремлением добиться по меньшей мере вре- менного преимущества над конкурентами за счет инноваций. Эта стратегия находит отражение в высокой степени интенсивности проводимых исследований и разработок.
Таким образом, первое место в процессе преобразований и изменений отводится НИОКР, которые требуют постоянной адаптации, актуализации знаний большей части сотрудников: из- менения в применяемой технике, новое оборудование, изменен- ные процессы, новые материалы и изделия неизбежно вынужда- ют практически каждого работника менять расстановку акцен- тов. Новые дополнительные знания необходимы для того, чтобы справиться с изменившимися задачами и требованиями.