Квалификация сотрудников и ее повышение
В этих случаях мероприятия по повышению квалификации могут являться подготовительным этапом к проведению органи- зационных преобразований или же проводиться одновременно с этими преобразованиями. Эмпирические исследования показа- ли, что содержание таких мероприятий по повышению квалифи- кации в значительной степени зависит от характера изменений "контекста" деятельности фирмы. Непосредственными импуль- сами к возникновению нового или измененного содержания ме- роприятий по повышению квалификации служат изменения тех- нологического характера, динамика рынка, а также предложения менеджеров, других сотрудников фирмы и предложения, исходя- щие от учебных заведений вне фирмы.
д) В зависимости от целевых групп выделяют повышение квали- фикации руководящих работников, общее повышение квалификации работников фирмы (технических специалистов и специалистов экономических отделов фирмы, мастеров, молодых сотрудников, идущих на повышение) и открытые программы повышения квали- фикации (для всех сотрудников без ограничений, которые могут быть рассчитаны даже на членов их семей).
Цели и функции повышения квалификации
Следует проводить различие между целями и функциями по- вышения квалификации. Цели — это состояние, которого стре- мятся достичь, а функции — это фактические воздействия.
Цели фирмы характеризуются двумя признаками: они доста- точно конкретно обозначают желаемые состояния в будущем и отличаются от индивидуальных целей тем, что они обязательны для всех работников фирмы. Поэтому их, как правило, офици- ально утверждают, т.е. они провозглашаются руководством фир- мы.
Эти цели определяют три функции: управление, координацию и контроль. Цели лежат в основе поведения, поэтому они управ- ляют поведением. Они позволяют достичь и улучшить взаимное согласование поведения и в этом смысле выполняют координи-
144
рующую функцию. И наконец, цели определяют выработку крите- риев для контроля.
Если цели формируются и ставятся перед процессом повыше- ния квалификации, то на передний план выдвигаются обычно способности и навыки, которые должны быть приобретены ра- ботниками. Сформулированные в общем виде цели называются главными целями. Они в несколько этапов детализируются и на- полняются конкретным содержанием, а затем трансформируют- ся в так называемые учебные цели. Эти цели оказывают влияние на поведение, которое может быть проконтролировано.
Формулировка целей обучения, ориентированная на повыше- ние лишь узкопрофессиональной квалификации, является слиш- ком ограниченной даже в том случае, если приобретению такой квалификации отводится центральное место. То, что возможный спектр целей, преследуемых повышением квалификации, содер- жит в себе дополнительные компоненты, становится очевидным, если мы рассмотрим функции повышения квалификации.
Согласно организационным теориям, в основу которых поло- жена теория систем, можно назвать три группы условий, выпол- нение которых гарантирует существование организации (фирмы).Это эффективность выполнения задач, интеграция и гибкость.Эти три условия функционирования системы положены в основу структуры проведения анализа эффекта, ожидаемого от повыше- ния квалификации.
Эффективность выполнения задачи. Непосредственное выпол- нение задачи занимает центральное место в дискуссиях по подго- товке персонала и повышению квалификации. При этом сначала рассматривается воздействие на профессиональную квалифика- цию, затем на мотивацию и, наконец, на наем персонала. Квали- фикационный показатель отражает влияние на способность эф- фективно работать, мотивационный — влияние на стремление выполнить работу, а воздействие на наем персонала означает воз- можность нанять для фирмы квалифицированных, готовых вы- полнить задачу работников. Мотивационное воздействие дости- гается за счет повышения квалификации прежде всего в том слу- чае, когда повышение квалификации открывает или по меньшей мере облегчает возможности для карьеры. Мотивационный эф- фект Достигается, однако, и в том случае, когда повышение ква- лификации способствует качественному и надежному выполне- нию сотрудником своей работы.