Оценка потенциала и развитие руководящих сотрудников
Немецкий исследователь Вайнерт выделяет следующие цели проведения программ тренинга:
а) дальнейшее развитие профессиональных знаний и навыков сотрудников;
б) передача информации в целях улучшения ориентации со- трудников в рамках организации и в мире труда в целом;
в) изменение внутренних установок и повышение уровня мо- тивации сотрудников;
г) улучшение межличностной коммуникации и взаимодействия.
Внедрению системы обучения, дальнейшего развития и повы- шения квалификации на предприятии должна предшествовать оценка потребности в образовании. Такого рода оценку целесооб- разно проводить и в дальнейшем через определенные интервалы времени (например, каждые три года), обеспечивая таким обра- зом гибкую адаптацию квалификации сотрудников к происходя- щим переменам, в первую очередь к изменениям на рынке.
Анализ потребностей в образовании охватывает три области:
1) анализ фирмы, т.е. анализ целей, ресурсов, технологий, а также и анализ перемен в социально-экономической среде функ- ционирования фирмы;
2) анализ функций, т.е. анализ рабочего места, включающий в себя изучение текущих и перспективных требований к рабочему месту;
3) анализ сотрудников, т.е. анализ их знаний, способностей и навыков и выявление "пробелов".
Такая оценка позволяет определить количественные и качест- венные потребности в создании структур подготовки и тренинга,
ориентированных на ту или иную професионнальну область, а
178 ???
также выходящих за пределы отдельной профессиональной об- ласти. Целесообразно учитывать при этом анализе и вопросы планирования будущих изменений организационной структуры, а также изменений целей фирмы и процессов производства и реализации фирмой товаров и услуг.
Мероприятия по повышению квалификации на предприятии должны обладать достаточной гибкостью, чтобы их можно было легко приспособить к ожидаемым переменам в следующих об- ластях:
- работа (индивидуализация построения работ и оплаты тру- да, новые технологии);
- образование (изменение сфер потребностей, быстрое устаре- вание знаний, образование как вклад в стратегическое управле- ние фирмой);
- руководство (делегирование полномочий, координация и ин- формирование вместо контроля и прямых инструкций; ответст- венное отношение сотрудников к работе; автономные рабочие группы).
Совершенно очевидно, что включение внутрифирменной сис- темы образования и повышения квалификации в организацион- ную структуру зависит от специфики каждого отдельного пред- приятия. Однако общеприменимыми являются следующие прин- ципы:
1) внутрифирменная система повышения квалификации явля- ется частью обшей концепции развития персонала;
2) эта система должна входить в сферу компетенции отдела персонала;
3) в рамках организационной иерархии ответственность за данную систему должны нести менеджеры на самых высоких уровнях управления, чтобы продемонстрировать тем самым то высокое значение, которое на фирме придается повышению ква- лификации сотрудников.
Ниже на примере немецкой компании "Люфтганза" показана структура и систематика программ по повышению квалификации и тренингу, разработанных для руководящего состава и молодых специалистов, которым в будущем предстоит занять посты ме- неджеров.
Методика. При выборе методов и способов проведения заня- тий и тренинга необходимо, с одной стороны, основываться на научных принципах обучения, а с другой — четко определить Цели конкретной учебной программы.
Любая программа в области обучения должна быть построена таким образом, чтобы она ориентировалась на заранее четко
183
сформулированные и операционализированные цели. Только в этом случае удастся затем проконтролировать степень ее успеш- ности. Говоря об операционализации целей обучения, мы подра- зумеваем описание поведенческих характеристик, например:
"Участник по окончании учебного курса стал уметь .", или: "Участник освоил в ходе учебного курса .", или "Участник те- перь знает, что .".
Другой принцип, также очень сильно влияющий на эффек- тивность обучения, подразумевает активизацию участников пу- тем проведения групповых дискуссий, групповых занятий, роле- вых игр или просто путем опробования и усвоения новых видов действий ("учеба путем практики").