Планирование производства.
Если годовой выпуск продукции с данного потока будет превышать задание, установленное в основной ее номенклатуре, необходимо определить, сколько дней в году Di поток должен выпускать такой вид продукции. Количество дней работы потока Di для выпуска заданного вида Рз изделий подсчитывают по формуле [2.стр158] почему у калатеи скручиваются листья
В качестве контрольного балансового расчета определяют загрузку каждого потока во времени в течение планируемого периода [2.стр158]
( i = 1, 2, 3, …, r),
где r — число разных видов продукции, вырабатываемой в одном потоке.
В связи с изменением трудоемкости изделий в результате совершенствования производства следует поквартально рассчитывать выпуск продукции с каждого потока и предприятия, оптимальное распределение работ между станками, на участке, в цехе и др.
На основе производственной программы составляется сводный план производства и реализации продукции.
Для удовлетворения постоянно растущих потребностей населения необходимо не только увеличивать количество вырабатываемой продукции и ее номенклатуру, но и расширять ассортимент, повышать сортность.
Следует указать на различие в понятиях номенклатуры и ассортимента. Номенклатура вырабатываемой продукции характеризует ее виды, имеющие различное назначение (например, кожа, обувь, одежда, фурнитура, химические материалы и т. д.). Ассортимент характеризует ее разновидности, имеющие одинаковое общее назначение (обувь мужская, женская, ботинки, полуботинки, туфли, босоножки, сандалеты и т. п.).
Основой для выделения тех или иных разновидностей вырабатываемой продукции, имеющей одинаковое назначение, могут служить требования потребителей (фасон, размер, вид и т. п.) и производственные факторы (метод изготовления, исходные материалы, сырье и т. п.).
В связи с тем, что производственные факторы и потребности населения все время изменяются и совершенствуются, происходит постоянное расширение, обогащение и обновление ассортимента.
Ассортимент продукции планируют в соответствии с указаниями вышестоящих организаций по количеству ее важнейших видов, которое должно быть выработано в планируемом году, со специализацией предприятия и его подразделений, с положением о поставках товаров народного потребления. Здесь же выпуск ее планируют по видовому, групповому, родовому, ростовочному, размерному, полнотному, фасонному, модельному, артикульному ассортиментам, а также по цветам, рисункам, тиснениям, упаковкам и др.
Видовым ассортиментом называют количественное соотношение разновидностей продукции, имеющей одинаковое назначение, но отличающейся по виду или конструкции (кожа подошвенная, стелечная, для верха обуви и т. д.; сапоги, ботинки, туфли, полуботинки и т. д.; пальто зимнее, плащ, платье и т. д.).
Групповым ассортиментом называют количественное соотношение разновидностей продукции (в пределах каждого вида), отличающихся или составом исходных материалов, или методами изготовления (например, обувь рантового, гвоздевого, клеевого метода крепления и т. д.; одежда из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных тканей и т. д.; кожа танидного, хромового, комбинированного методов дубления и т.д.).
Родовым ассортиментом называют количественное соотношение продукции (в пределах каждого вида), предназначенной для потребления определенными поло-возрастными группами населения (обувь мужская, женская, мальчиковая, детская и т. д.; одежда мужская, женская, школьная для мальчиков, школьная для девочек и т. д.).
Ростовочным ассортиментом называется количественное соотношение продукции (в пределах каждой группы родового ассортимента), характеризующейся различными ростами или длинами (в обувной промышленности по длине стопы, в швейной — по росту человека и т. д.).
Полнотным ассортиментом называется количественное соотношение продукции (в пределах каждой группы ростовочного ассортимента), различающейся по объему и полноте.
Размерным ассортиментом называется количественное соотношение продукции (в пределах каждой группы растовочного ассортимента), отличающейся по ширине (применяется в производстве одежды).
Ассортиментом по фасонам и моделям называют количественное соотношение разновидностей продукции (в пределах группового и родового ассортимента), различающихся формой, отделкой, цветом и т. д. (например, фасон обуви определяется формой колодки, а модель — отделкой и цветом заготовки).
На предприятиях кожевенной, дубильно-экстрактовой промышленности и на предприятиях, вырабатывающих искусственные мягкие кожи, выпуск продукции планируется только, по видовому и групповому ассортиментам. На швейных, обувных, колодочных предприятиях, на заводах, изготавливающих детали низа обуви из резины, пласткожи и картона, на скорняжно-пошивочных фабриках и в перчаточных цехах кожевенно-галантерейных предприятий выпуск продукции обычно планируется по всем названным выше видам ассортимента.