Подход к положению предприятия на рынке
Реформирование украинской экономики вызвало переход промышленных предприятий от дея- тельности в стабильной, регламентируемой сверху среде, к функционированию в условиях динамично
изменяющейся внешней среде и свободного выбора ориентации хозяйственной деятельности. Вследствие этого руководство предприятий вынужденно самостоятельно принимать долговременные стратегические решения, чем обусловлена актуальность проблемы адаптации рыночной концепции
стратегического управления предприятием к особенностям переходного периода.
Новая парадигма, составляющая управленческую философию стратегического управления, основана
на системном и ситуационном подходах. Предприятие рассматривается при этом как открытая система,
главные предпосылки успеха деятельности предприятия отыскиваются не внутри, а вне ее, то есть успех связывается со степенью приспосабливаемости предприятия к внешнему окружению. Будет ли оно устойчиво к изменениям на рынке, не упустит ли возможности, возникающие во внешнем окружении, сумеет ли извлечь максимум выгоды этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы управления. Суть ситуационного подхода к управлению состоит в том, что внутрифирменное построение системы управления есть ответ на различные по своей природе воздействия как со стороны внешней среды предприятия, так и не которых внутренних характеристик его организационного контекста, в частности, технологии производства и качества человеческих ресурсов.
В общем виде стратегическое управление определяется как комплекс решений и действий, определя-
ющих долговременное развитие предприятия. Оно включает анализ внешней и внутренней среды, формулирование стратегии, а также оценку и контроль реализации стратегии. Отличительной чертой
стратегического управления является акцент на мониторинге и оценке внешних угроз и возможностей в свете сил и слабостей предприятия. Высшее руководство отслеживает угрозы и возможности внешнего окружения, а также сильные и слабые стороны внутренней среды. Наиболее важные для будущего предприятия факторы называются стратегическими и обозначаются SWOT, где Strengths – силы,
Weaknesses – слабости, Opportunities- возможности, Treats – угрозы. На основании оценки стратеги-
ческих факторов руководство определяет корпоративную миссию [2].
Для того, чтобы осуществить процесс формулировки стратегии, необходимо проанализировать выявленные стратегические факторы с учетом текущей ситуации. Этот процесс принятия стратеги-ческих решений часто упоминается в литературе как ситуационный анализ.
Цель ситуационного анализа состоит в нахождении стратегического соответствия внешних возмож-
ностей и внутренних сильных сторон предприятия с учетом внешних угроз и внутренних слабостей и в
определении на основании этого, сравнительных конкурентных преимуществ предприятия, то есть
специфических профессиональных навыков и ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия и
обеспечивающих его конкурентоспособность. Представим дальнейшее развитие ситуационного анализа
в матричной форме. SWOT- матрица (табл. 1) является средством обобщения стратегических факторов предприятия и иллюстрирует как внешние благоприятные возможности и угрозы могут быть сопостав-
ленны с внутренними силами и слабостями конкретного предприятия. На основе этого генерируются стратегические альтернативы, учитывающие четыре набора стратегических факторов.
2
Таблица 1
SWOT - матрица
Внутренние Факторы Внешние Факторы |
S - силы Выявить 3 – 6 внутренних сил |
W - слаьости Выявить 3 – 6 внутренних слабостей |
О- возможности
Выявить 3-6 внешних Возможностей |
SO- стратегии Формировать стратегии, позволяю- щие воспользоваться возможностя- ми |
WO – стратегии Формировать стратегии, позволя- ющие преодалеть слабости |
Т – угрозы Выявить 3-6 внешних Угроз |
ST- стратегии Формировать стратегии, позволяю- щие избегать угроз |
WT - стратегии Формировать стратегии, мини- мизирующие слабости и помога- ющие избегать угроз |