Оценка конкурентов, выбор конкурентной стратегии и разработка плана маркетинга
Характер спроса на услуги горнолыжного курорта естественно будет сезонным, напрямую зависящим от времени года и от погоды. Деятельность курорта будет осуществляться в период с 25 ноября по 25 марта, что составит около 120 рабочих дней. Естественно это найдет свое отражение в политики ценообразования. Существуют различные пути решения проблем сезонности а заодно и расширения рыночных сегментов деятельности компании, примером может стать строительство летнего туристского и развлекательного центров на территории горнолыжного курорта.
В данном случае решение сезонного вопроса откроет дополнительный сегмент рынка для расширения производства и новый источник притока финансовых средств для компании.
Формирование ценовой политики компании происходит на стадии выпуска на рынок нового товара, новых услуг с учетом установившихся цен на услуги, реализуемые относительно продолжительное время. Ценовая стратегия выбирается в зависимости, как от позиции конкурентов, так и в зависимости от типов рынка.
В компании применяется гибкое ценообразование, способное удовлетворить интересы перспективного сотрудничества, долговременной рыночной устойчивости, конкурентоспособности оказываемых услуг, и используются следующие методы.
Затратный метод
предполагает расчет отпускной цены исходя из фактической себестоимости производства, умноженной на ожидаемую рентабельность, которая в свою очередь зависит от требуемых инвестиций в основной и оборотный капитал, а также от прогноза продаж:
P=Cx(1+R),
где:
P -отпускная цена,
C -фактическая себестоимость,
R -(экономический эффект- текущие издержки клиента по использованию товара).
Тендерный метод установления цен на основе открытых торгов или сравнения.
При определении тендера компания исходит, прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты и определяет цену на более низком, по сравнению с ними уровне.
Ценовая стратегия является одним из инструментов обеспечения реализации продуктово-рыночной стратегии и достижении плановых показателей деятельности компании.
Постоянные задачи:
- поддержание конкурентного отношения «цена-качество» по видам услуг;
- стимулирование спроса;
- увеличение денежной составляющей в оплате;
- компенсация негативного влияния инфляции;
- получение плановых объемов дохода и прибыли.
Ценовая политика увязана с общими целями предприятия и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек производства и спроса на продукцию, а также цен конкурентов.
Рыночные возможности горнолыжного курорта оцениваются возможностями материально-технической базы горнолыжной базы, т.е. максимальное количество клиентов, которых курорт может принять за определенный период времени, соотношением цена – качество т.е. учитываются цены конкурентов из стран ближнего зарубежья, на аналогичные виды услуг и их заменители, а так же созданным информационным полем и имиджем курорта.
При создании имиджа престижного (элитного) горнолыжного курорта необходимо поддерживать цены на относительно высоком уровне, но на уже существующие услуги цена не должна быть выше, чем у конкурентов, и при этом ценовая политика курорта должна строится по принципу «высокая цена - высокое качество», а для максимального использования возможностей горнолыжного курорта рассмотреть возможность введения скидок на покупку услуг постоянным (корпоративным клиентам), льготного времени, объёмных скидок и клубных карт.
В качестве примера приведем средние цены на услуги на горнолыжных курортах Республики Кыргизия:
(Цены даны по прайс-листу горнолыжной базы «Норус»)
Проживание в отеле: 1-местный номер – 6300 тенге,
2-местный – 7560 тенге, 3-местный – 8820 тенге ( в стоимость входит завтрак).