Финансовый анализ
Для оценки эффективности деятельности предприятия в текущем периоде или в течение всей игры могут быть использованы специальные коэффициенты.
Прибыль на одну акцию показывает, какую часть прибыли (после уплаты процентов и налогов) получают акционеры компании. В деловой игре «Никсдорф Дельта» количество акций всех предприятий одинаково, и предприятия не могут влиять на величину этого показателя, изменяя количество акций, находящихся в обращении.
Дивиденд на одну акцию составляет доход акционеров, получаемый в виде дивидендов. Реально доход акционеров от каждой акции складывается из суммы получаемых дивидендов и приращения курсовой стоимости акции (рыночного курса). В деловой игре «Никсдорф Дельта» динамику выплаты дивидендов в течение нескольких лет работы предприятия отражает курс акций по дивиденд - тезису.
Коэффициент выплаты дивидендов показывает, какая часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов. Руководство предприятия самостоятельно определяет свою дивидендную политику, исходя из особенностей отрасли и долгосрочной стратегии развития предприятия. В деловой игре «Никсдорф Дельта» коэффициент выплаты дивидендов может быть рассчитан в первом квартале каждого года.
Коэффициент выплаты дивидендов в странах с развитой рыночной экономикой составляет в среднем от 20 до 40%. Таким образом, компании накапливают больше прибыли, чем распределяют среди акционеров, и большая часть дохода акционеров приходится на прирост капитала, а не на дивиденды. В свою очередь, прирост капитала зависит от рыночного курса акций.
Данные для сравнения результатов деятельности конкурирующих предприятий в деловой игре «Никсдорф Дельта» содержатся в Отчете руководителя игры, часть «Финансирование/Общие результаты»
Оценка предприятия
Проведение деловой игры «Никсдорф Дельта» предполагает ограничение времени на один игровой период и на всю игру. Стратегии развития предприятия, разрабатываемые участниками игры в этих условиях, часто построены таким образом, чтобы запланированный результат (финансовая независимость, высокие значения прибыли, рентабельности предприятия и другие показатели, выбранные в качестве приоритетных) был достижим в течение ограниченного и достаточно короткого времени. Однако ограничение стратегии развития только финансовыми целями на практике приводит лишь к кратковременному получению прибыли.
Долгосрочное стратегическое планирование должно предусматривать усиление конкурентоспособности предприятия, выражаемое увеличением доли рынка, достижением наименьших издержек и обеспечением возможности расширения деятельности в будущем.
Для оценки рыночной позиции предприятия используется ряд показателей, отражающих результативность маркетинговой стратегии, реализованной участниками игры, а также эффективность отдельных тактических решений, принятых в подсистеме Производство. Вместе с финансовыми коэффициентами, эти показатели могут быть включены руководителем игры (преподавателем) в состав интегральной оценки. Тем не менее, в условиях имитационной модели рынка, реализованной в деловой игре «Никсдорф Дельта», каждый из этих показателей имеет свои ограничения.
С точки зрения обеспечения развития предприятия реализованная стратегия должна предусматривать сохранение к последнему периоду достаточных производственных ресурсов, чтобы предприятие при необходимости продолжения игры могло осуществлять дальнейшую деятельность. Сокращение внеоборотных активов предприятия (утилизация оборудования) к последнему периоду игры с целью повышения значений балансовых показателей должно быть отмечено руководителем (преподавателем) при анализе деятельности участников.
Оценивая управленческие решения, принятых участниками деловой игры «Никсдорф Дельта», руководитель игры (преподаватель) может опираться на значения финансовых показателей, реально применяемых в практике финансового анализа. В то же время условия компьютерной имитационной модели делают необходимым использование дополнительных показателей. Характеризуя условия функционирования виртуальных предприятий, можно выделить, например, следующие ограничения:
• стартовые условия предприятий одинаковы;
• количество конкурирующих предприятий в течение игры не изменяется;
• общий объем реализации продукции в каждом периоде игры ограничен;
• предприятия ограничены условиями имитационной модели в выборе стратегий развития;
• предприятия не могут привлекать дополнительный акционерный капитал;
• предприятия не могут осуществлять долгосрочные финансовые инвестиции, изменять или расширять сферу деятельности.
Экономическая ситуация, сложившаяся к концу игры, в значительной степени зависит от действий самих участников. Таким образом, оценивая эффективность деятельности участников игры и успешность реализации выбранной стратегии развития предприятия, руководитель учитывает не только отдельные финансовые показатели, но и общее состояние дел в отрасли, в первую очередь – рыночную конъюнктуру.