Финансовый анализ
В ходе игры участники должны стремиться к повышению доходности совокупных активов. Значение этого показателя может достигать 12 - 15% и выше, что соответствует экономической рентабельности современных западноевропейских компаний.
Значение показателя доходности совокупных активов является одним из основных ориентиров для менеджеров компании и инвесторов. При принятии решений, направленных на повышение экономической рентабельности, этот показатель можно представить в виде отдельных составляющих, позволяющих ставить конкретные цели для повышения эффективности управления предприятием.
Оборачиваемость совокупных активов – отношение выручки от реализации (Оборот, см. «Отчет о прибыли и убытках») к совокупным активам. От величины этого показателя зависит доходность совокупных активов предприятия.
Более полное представление о возможностях повышения показателя оборачиваемости совокупных активов можно получить, рассматривая отдельно соотношение оборота и основных групп активов:
• внеоборотных активов;
• товарно-материальных запасов;
• дебиторской задолженности.
Показатели оборачиваемости позволяют определить конкретные краткосрочные и долгосрочные цели для разных функциональных направлений деятельности предприятия (например, при определении функциональной стратегии в области закупок и складирования). Ускорение оборачиваемости средств повышает платежеспособность предприятия и свидетельствует об устойчивости его доходов. Анализ влияния повышения показателей оборачиваемости на доходность совокупных активов - важный инструмент повышения эффективности управления предприятием.
Рентабельность оборота (норма прибыли) показывает, какая часть оборота приходится на прибыль. Другими словами, рентабельность оборота – это та часть оборота, которая остается после вычета всех операционных расходов. Например, при рентабельности оборота 10% операционные расходы составляют 90%. Повысить рентабельность можно только за счет снижения доли расходов. Представление о структуре расходов можно получить из отчета о прибыли и убытках предприятия. Выделяют основные группы расходов, отношение которых к сумме оборота, выраженное в процентах, позволяет оценить долю каждого вида расходов в общей сумме выручки от реализации продукции:
• расходы на материалы;
• расходы на персонал;
• административные расходы;
• внепроизводственные расходы (в том числе затраты на маркетинг).
Снижение доли одной или нескольких составляющих расходов может быть конкретной целью участников игры при оптимизации производственной деятельности предприятия. Данные о доле отдельных составляющих расходов в общей сумме оборота (в процентах) содержатся в сводном отчете «Суммарная прибыль от реализации», являющемся частью отчета руководителя игры. Динамика изменения этих показателей позволяет выявить основные направления оптимизации производственной деятельности предприятий-конкурентов.
Достижение намеченных значений показателей рентабельности оборота и оборачиваемости активов может быть выбрано участниками игры в качестве краткосрочной цели на определенном этапе деятельности предприятия. Однако участникам игры необходимо иметь в виду, что существует ряд факторов, определяющих прибыль и, соответственно, доходность совокупных активов, но не учитываемых при анализе этих показателей. Такими факторами являются ассортимент и качество продукции, цена, изменение объемов выпуска и объемов сбыта продукции каждого наименования, рыночная конъюнктура.
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициенты, отражающие соотношение собственного и заемного капитала предприятия, являются очень информативными. Чем больше сумма заемного капитала, тем выше степень риска, так как все долги, указанные в балансе, означают требования кредиторов к активам. Предприятие должно регулярно выплачивать проценты по займам, а в установленные сроки погашать основную сумму долга. Таким образом, существует постоянный отток денежных средств. Тем не менее, привлекая заемные средства, предприятие добивается роста доходности и увеличения рыночного курса акций, получает новые возможности для расширения масштабов бизнеса. Отсюда следует, что долги увеличивают не только риск, но и прибыль. Поддержание правильного соотношения между ними – задача руководства предприятия. Наиболее важную роль при этом играет планирование будущих доходов от основной деятельности.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) показывает, насколько оборотные активы покрывают все краткосрочные обязательства предприятия. Этот показатель не учитывает различий в составе оборотных активов и тех сроков, в течение которых они могут быть обращены в денежные средства. Так, например, при значительных запасах готовой продукции предприятие в деловой игре «Никсдорф Дельта» может иметь высокое значение коэффициента текущей ликвидности, но испытывать недостаток платежных средств, если объемы сбыта и оборота незначительны.