Продукты и услуги
Практически все ново образующиеся предприятия создаются для производства аналогичной продукции или оказания услуг, которые уже существуют. Однако бывают случаи, когда продукция или оказываемые услуги относятся к разряду уникальных, основанных на новом изобретении, новшестве. Уникальность является ценным качеством, но не стоит забывать, что данная характеристика существует в ограниченном временном пространстве, поэтому очень важно держать свой бизнес- план под грифом «секретно», иначе можно столкнуться с неожиданной конкуренцией.
Зачастую мнения производителя и мнения рынка относительно уникальности продукта не совпадают. Поэтому очень важно убедить клиентов (рынок) в необходимости приобретения именно вашего продукта. Для этого необходимо провести четкое различие межу своим продуктом (услугой) и конкурентным аналогом. Необходимо четко определить и продемонстрировать в бизнес – плане те их преимущества, которые отвечают желаниям, ожиданиям, потребностям клиентов и не воплощены в продуктах (услугах) конкурентов. Для этого существует вопросный инструментарий:
1. Ключевой из них - « Что вы продаете?»
Каждый товар имеет ряд атрибутивных качеств, которые способствуют решению определенной проблемы и удовлетворению потребности в чем –либо (престиж, экономия времени и т.д.)
2. Какие выгоды предлагает товар (услуга) по сравнению с конкурентным товаром (услугой)?
3. В чем отличие данного продукта или услуги от конкурирующего аналога (количество и значимость атрибута с точки зрения клиента)?
4. Какова причина возможного приобретения данного продукта в случае отсутствия значимых отличий от продуктов – конкурентов?
Однако лишь в небольшой части бизнеса преимущество достигается благодаря новизне продукта. Как правило успех приходит к тому, кто ориентируется не рыночные потребности, умеет их угадывать и удовлетворять.
После того, как получены ответы на данные вопросы, необходимо поставить на рассмотрение вопрос: “ Чего хотят клиенты?”
Рынок и маркетинг
При разработке данного раздела определяющими моментами должны быть два положения:
1 Возможность неудовлетворенности клиента должна быть сведена к минимуму.
2 В рыночных войнах никогда не бывает победителей; их всегда проигрывают.
В этой части бизнес – плана необходимо разработать рыночную стратегию. Здесь должны быть решены проблемы конкуренции, расширения клиентской базы, знание механизмов рынка, на котором представлена данная продукция.
Существуют четыре обобщенных типа рыночных действий, на которых строятся все рыночные стратегии:
1) продавать прежние продукты прежним клиентам ( эта стратегия наименее рискованна)
2) продавать прежние продукты новым клиентам
3) продавать прежние продукты новым клиентам
4) продавать новые продукты новым клиентам ( это наиболее рискованная стратения).
Первостепенной задачей является определение возможных рынков
Для построения реалистичной рыночной стратегии, следует ответить на три основных вопроса:
1. Характер и тип бизнеса. Какова цель( миссия) бизнеса?
2. Каковы возможные рынки?
3. Что покупают клиенты? Какую выгоду стремятся получить клиенты от потребления данного продукта или услуги?
Способом реализации положения о примате потребностей клиента является план маркетинга. Маркетинг – это процесс создания и удержания рынка, привлечения и удержания клиентов.
В план маркетинга обычно включают 8 основных составляющих:
- клиенты
- выгоды, получаемые клиентами
- сбыт
- конкуренция
- определение рыночной ниши, реклама и продвижение товара и улсуг на рынок
- ценообразование
- расходы на маркетинг
- рыночные стратегии
Кратко охарактеризуем необходимость всех составляющих плана маркетинга.
Клиенты
. Необходимо определить тип именно своего клиента. Следует провести демографическую сегментацию, которая включает в себя выяснение следующих показателей:
- возраст
- этническая группа ( национальность)
- хобби
- стиль жизни
- предпочтения в средствах массовой информации ( газеты, радио, телевидение)
- образование
- социально – профессиональная группа
- уровень дохода
- наличие детей ( внуков, родителей)
Сегментация и классификация клиентов по категориям имеет смысл для любого бизнеса, независимо от его размера
Если в число клиентов входят предприятия, то в их отношении можно применить следующие критерии сегментации:
- тип предприятия ( производство, розничная или оптовая торговля, обслуживание)
- “возраст” предприятия
- цикличность деловой активности