Стратегическое сегментирование внешней и внутренней среды.
Для определения конкурентной позиции фирмы в каждом сегменте используется показатель, который называется конкурентный статус фирмы. Данный показатель определяется для каждой СЗХ по следующей формуле:
, где
Кф – уровень стратегических капитальных вложений;
Кк – критическая точка объема капитальных вложений;
Ко – оптимальный объем капитальных вложений;
Sф – действующая стратегия фирмы;
Sр – оптимальная стратегия фирмы;
Ср – имеющиеся возможности фирмы;
Со – оптимальный возможности фирмы.
Значение всех показателей определяется экспертами по единичной шкале с помощью соответствующих методических справочников. Все значения ранжируются от 1 до 5, за наилучшее положение принимается 5.
Стратегические капитальные вложения фирмы направлены на аренду офиса в центре города и оснащение его для эффективной и удобной работы коллектива, приобретение новейшего программного обеспечения и всех необходимых материалов для выполнения заказов. В связи с тем, что на СЗХ1 существует несколько ведущих фирм по оказанию рекламных услуг, то сделанные фирмой стратегические капитальные вложения (Кф=4) недостаточны и не достигают их оптимального на этом сегменте размера (Ко=5). Ситуация на СЗХ2 является благоприятной для фирмы, так как нет существенных конкурентов и возможно расширение доли рынка в ближайшее время. Поэтому осуществленные стратегические капитальные вложения (Кф=3) вполне достаточны и почти достигают оптимального размера (Ко=4).
Критическая точка объема капитальных вложений на СЗХ1 соответствует 3, а на СЗХ2 – 2. Разница между этими величинами объясняется тем, что на СЗХ2 фирма имеет стабильное положение и возможность быстро расширить свою долю рынка; в то же время на СЗХ1 сильная конкуренция вынуждает руководство фирмы стимулировать сбыт и разнообразить свои услуги в больше, чем на СЗХ2.
Из-за сложностей по расширению доли рынка и сильной конкуренции фирме для занятия устойчивого положения на СЗХ1 необходимо максимально использовать все имеющиеся ресурсы и совершенствовать используемые технологии, поэтому оптимальный объем капитальных вложений соответствует 5. Ситуация на СЗХ2 позволяет фирме довольствоваться фирме располагаемыми ей ресурсами и использовать затрачивать сравнительно меньшее количество капитальных вложений (Ко=3).
Фирма стремиться максимально приблизить действующую стратегию к оптимальной на обоих сегментах. Для достижения оптимальной стратегии на СЗХ2 фирме предстоит улучшить стимулирование спроса через увеличение рекламы, чтобы осведомленность о деятельности фирмы. На СЗХ1 действующая фирмы практически соответствует ее оптимальному размеру. Фирме необходимо улучшить свое положение на этом сегменте, но растущий спрос на предоставляемые ею услуги означает, что в ближайшее время фирма займет прочное положение среди аналогичных фирм.
Фирма располагает всеми необходимыми информационными ресурсами для занятия одного из лидирующих положений; квалификация персонала очень высока, что позволяет выполнять различные закалы в сравнительно короткие сроки по сравнению с другими фирмами. Тогда возможности фирмы будут оптимальными.
Для СЗХ 1:
КСФ=
(4-3/5-3)*(4*4/5*4)=0,4
Для данной СЗХ конкурентный статус определен как средний. Для улучшения позиции фирмы на СЗХ 1 необходимы дополнительные вложения.
Для СЗХ 2:
КСФ=(3-2/4-2)*(4*2/5*3)=0,2
Полученная оценка характеризует позицию фирмы на СЗХ 2 как слабую. Для улучшения своего положения на данной СЗХ необходимо увеличить объем капиталовложений.
Анализ СЗХ по матрице «Мак-Кинзи»
При использовании данного метода определяются следующие параметры: параметр привлекательности Псзх и КСФ.
Псзх = ПР +
Р +
z
О + Т,
где
ПР – показатель перспектив роста потребной продукции;
Р – рентабельность в каждой СЗХ;
О – показатель, учитывающий уровень благоприятных тенденций;
Т – показатель, учитывающий уровень неблагоприятных тенденций;
+
+
+