Анализ финансового состояния предприятия
- Затраты на 1 руб. реализованной продукции снизились на 0,92%
Все это говорит о достаточно успешном функционировании предприятия в 2003 году.
2) Однако в работе предприятия есть и некоторые отрицательные моменты:
- Прибыль от реализации продукции уменьшилась на 17,7%;
- Рентабельность продаж уменьшилась на 0,016%;
- Предприятие выпускает продукцию довольно посредственного качества, т.е. отсутствует диверсификация производства, вследствие чего на показателях работы предприятия может сильно сказаться колебание спроса на его продукцию;
- Часть своей продукции предприятие реализует по более низким ценам другим предприятиям в форме взаимозачетов, что отрицательно сказывается на его финансовых результатах;
- Нельзя не отметить увеличение себестоимости единицы продукции в 2003 г. по сравнению с 2002 г., хотя, скорее всего оно вызвано инфляционными моментами и компенсируется увеличившейся ценой;
- Как показал проведенный анализ, некоторая часть ресурсов предприятия используется неэффективно, о чем говорит достаточно высокий уровень обнаруженных резервов.
Более того, сравнивая темпы изменения прибыли и выручки от реализации, можно сделать вывод, что предприятие идет по экстенсивному пути развития, т.е. при значительном росте выпуска продукции показатели прибыли и рентабельности не показывают должного роста. Это говорит о не достаточно эффективном использовании предприятием своих ресурсов.
В ходе анализа были выявлены резервы роста прибыли за счет нескольких факторов:
- за счет увеличения объема реализации продукции;
- за счет снижения себестоимости товарной продукции;
- за счет повышения среднереализационных цен вследствие оптимизации структуры реализации продукции.
По результатам анализа можно сделать следующие предложения:
А) Во-первых, для получения максимальной прибыли предприятие должно наиболее полно использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы, и в первую очередь оно должно использовать выявленный резерв по производству на имеющемся у него оборудовании дополнительной продукции. Увеличение выпуска снижает издержки на единицу продукции, т.е. затраты на ее изготовление в расчете на единицу продукции снижаются, а следовательно, снижается себестоимость, что в конечном итоге ведет к увеличению прибыли от реализации продукции. Ну а кроме этого, дополнительное производство рентабельной продукции уже само по себе дает дополнительную прибыль. Таким образом, при увеличении выпуска и, соответственно, реализации рентабельной продукции увеличивается прибыль в расчете на единицу продукции, а также увеличивается количество реализуемой продукции, каждая дополнительная единица которой увеличивает общую сумму прибыли. Вследствие этого, увеличение выпускаемой рентабельной продукции при условии ее реализации дает значительный прирост объема прибыли.
Б) Снижение себестоимости также значительно может увеличить получаемую предприятием прибыль. Как описывалось в предыдущем пункте, одним из факторов снижения себестоимости является увеличение объема выпускаемой продукции. Другими факторами являются:
- улучшение уровня организации производства, имеющее своей целью свести к минимуму или вообще ликвидировать нерациональные издержки;
- слаженная работа всех составляющих производственного процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего производства);
- оптимизация потоковых процессов на предприятии.