Анализ прибыли и рентабельности
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.
Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения суммы прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Невыполнение плана прибыли и увеличение производственных фондов может привести к снижению уровня рентабельности. Поскольку рентабельность - показатель относительный, его рост или снижение возможны и при различном соотношении темпов изменения прибыли и фондов.
Анализ общей рентабельности имеет большое значение для комплексной характеристики работы с точки зрения эффективности использования всего производственного потенциала, находящего в распоряжении производственного предприятия.
Рентабельность продукции
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
- Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации (без НДС);
- Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
- Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
- Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.
Расчет данных показателей по ОАО «Волгогазоаппарат» представлен в таблице 2.16.
Таблица 2.16 – Показатели рентабельности продукции ОАО «Волгогазоаппарат» (тыс. руб.)
Показатели |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Выручка от реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) |
161544 |
203649 |
256953 |
328061 |
Прибыль от реализации |
10955 |
14780 |
22898 |
19458 |
Балансовая прибыль |
8629 |
10373 |
19654 |
13250 |
Чистая прибыль |
6404 |
7149 |
11693 |
9969 |
Рентабельность всей реализованной продукции |
0,068 |
0,073 |
0,089 |
0,059 |
Общая рентабельность |
0,053 |
0,051 |
0,076 |
0,04 |
Рентабельность продаж по чистой прибыли |
0,04 |
0,035 |
0,046 |
0,03 |