Анализ прибыли и рентабельности
В связи с ростом цен на энергетику, коммунальные услуги, материалы и сырье, повышение заработной платы работникам, цены на продукцию предприятия были повышены в период с 2000 – 2003 гг. в среднем на 46,8 %.
Таблица 2.15 – Динамика средней цены на продукцию ОАО «Волгогазоаппарат»
Модель |
Средняя цена на продукцию, руб. | |||
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год | |
1447 «Электа» |
1111,4 |
1242,4 |
1491 |
1923,4 |
14101 «Лада» |
1304,7 |
1410,4 |
1412,4 |
1483 |
1469 «Дачница» |
598,7 |
650,6 |
759,2 |
949,1 |
1216 «Настольная» |
262,4 |
316,5 |
371,1 |
423,05 |
12101 «Лада-2» |
1044,7 |
1181,02 |
1354,01 |
1570,7 |
Шашлычница |
550,4 |
538,3 |
618,7 |
686,8 |
Рисунок 2.11 – Динамика средней цены на продукцию ОАО «Волгогазоаппарат»
Как видно из приведенных данных, цены на продукцию предприятия растут. Однако, в среднем, рост цен не превышает темпов инфляции.
Анализ рентабельности
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность - относительная величина, выражающая прибыльность (доходность) предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности.
Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
- отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность внеоборотных средств определяется как процентное соотношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.