Паника как элемент состояния психической напряженности
Приведенный миф прежде всего свидетельствует о том, что это явление было подмечено еще на ранней ступени истории. Оно представлялось тогда настолько обособленным и несводимым к другим явлениям, что приобрело мифический характер. «Паника так же стара, как и история», — справедливо заключают историки. Очевидно, под паникой подразумевается явление, сопровождающее большие массы людей и изначально присущее им. Вместе с этим, несомненно, достойно внимания и то обстоятельство, что, согласно греческому мифу, паническое состояние людской массы отождествляется с состоянием, наблюдавшимся неоднократно в стадах животных. В упомянутом мифе о Пане внимание, между прочим, привлекает и то, что, согласно ему, «возбудитель панического ужаса» находится не только в массе, но и в отдельных людях. Пан как «дух гор» давал знать о себе заблудившемуся путнику тем, что ночью возбуждал у него чувство безотчетного страха, когда «на его зов, ничто не откликалось, кроме отзвука гор».
Как справедливо отмечает Пфайф, находящийся в состоянии безотчетного ужаса человек, веривший в Пана как возбудителя страха, очевидно, действительно чувствовав специфический панический страх, будто бы внушенный Паном. Вопрос же проявления индивидуальной паники без такой веры, как переживание общепсихологической категории в ряду видов страха, характерных для человека, рассматривается ниже.
Индивидуальная и массовая паника
Прежде чем попытаться определить сущность паники и объяснить это явление, следует описать и точно установить само явление. Необходимо знать, какое явление в жизни индивида или массы называется паникой, каковы его чисто описательные черты, каковы изменения в психической жизни массы или индивида, имеющие место при панике.
В зависимости от числа людей, охватываемых паникой, различают индивидуальную панику и массовую.
Индивидуальная паника
. Этот термин не употребляется по отношению к конкретно определенным случаям. В одном случае, согласно старому мифу, им обозначается безотчетный страх в предчувствии неизвестной опасности, который охватывает, скажем, заблудившегося в горах или лесу путника. В другом случае этим термином обозначается страх, вызванный воображаемой причиной; например, когда в ожидании опасности человек принимает шуршание листьев за шум шагов и убегает, т. е. в таких случаях сила страха не оправдывается причиной, вызвавшей его. Этим термином обозначается также сильный ужас - безграничный страх, который овладевает индивидом.
В боевой ситуации случается, что командир еще до окончательного установления характера ситуации, до того, как возникнет объективная основа, т. е. будет исчерпана сила действия материальных и духовных факторов, признает бой проигранным и прекращает борьбу. В истории войн известно множество таких случаев. Обычно особенностью «панического состояния» считается оценка командиром характера протекания предстоящего боя не на основе реальных показателей, а исходя из особого «панического состояния», котором он находится, из преувеличенных данных собственного воображения, когда вместо поучения и разумного анализа он поддается самовнушению.