Паника как элемент состояния психической напряженности
Однако, если первоначально Пан был только богом пастухов и ему поклонялись как таковому, то в более поздний период (в частности, греко-персидских войн и после них), как об этом свидетельствует Геродот, Пан появляется в истории греческой религии уже в роли бога войны, которому поклоняется вся древняя Греция.
Современное развитие техники в определенных условиях более или менее обеспечивает такое отступление войск, особенно, когда их моральный дух высок, — при котором неприятель отдален от них некоторым расстоянием, во всяком случае таким, чтобы войска получили возможность обороняться от повторяющегося натиска противника на новых укрепленных позициях.
Следовательно, как справедливо указывают военные историки, отчаянное бегство с поля боя не является теперь обязательным и неизбежным результатом поражения. Но так было не всегда. «Прежде, — пишет Ардан-дю-Пик, — паника была обязательным результатом битвы и победившей оказывалась та сторона, которая могла дольше сопротивляться этому гибельному явлению».
Очевидно, грекам не раз приходилось на поле боя быть свидетелями проявлений безумного страха, охватывающего, большие массы людей. Для объяснения этих явлений их примитивная фантазия обращалась к мифическому образу Пана, управлявшему злыми силами, проявлением которых было безумие, овладевавшее человеческой массой, подобно стадам овец в горах. Естественно, что в их воображений причиной состояния, аналогичного безумию животных, был тот же Пан. Пан превратился в бога войны.
Таким образом, нет ничего удивительного в том, как отмечают историки, что на низшей ступени развития военного искусства масса побежденных, совершенно обессиленная и лишенная способности сопротивляться, находящаяся от победителя-врага только на расстоянии копья и кинжала, стоящая перед опасностью полного истребления, отдавалась беспредельному страху и, обезумев, бежала с поля битвы. Такова была природа боя на ранних ступенях развития военного искусства.
Геродот пишет, что признание Пана богом войны, поклнение ему во всей Греции было связано с победой, одержаной греками над персами в Марафонской битве, когда персов охватила безумная паника. В своей «Истории» он так описывает битву у Марафона. «Ещё до выхода из города военачальники послали в Спарту известного гонца афинянина Фидопоса. Недалеко от горы Парфенона ему, как он сам говорил, повстречался Пан. По его словам, Пан прямо обратился к гонцу и поручил спросить афинян, почему они перестали поклоняться ему, тогда как он так милостив к ним: много раз помогал и готов помочь в будущем. Так как афиняне успешно закончили войну и уверились в достоверности сказанного, они у подножия Акрополя воздвигли жертвенник Пану и с этих пор каждый год поклонялись ему, совершая жертвоприношения, сопровождаемые процессиями с факелами».
Таким образом, явления, достаточно известные по своим пагубным последствиям, одинаково охватывавшие стада и массы людей, согласно мифологии греков, вызывались демоническим страхом, внушаемым Паном. Безумный страх распространялся совершенно безотчетно, отнимая у своих жертв разум, способность рассуждать и толкая их на гибельный путь. Такой страх называется паническим.