Организационно-правовые основы управления трудовыми ресурсами в условиях рыночной экономики.
Важнейшей задачей в области УТР является разработка методик определения текущей и перспективной потребности предприятий, отраслей народного хозяйства, города, отрасли, республики или экономического района в квалифицированных кадрах рабочих, служащих и ИТР.
Управлять трудовыми ресурсами – значит в конечном счете обеспечить полную и рациональную занятость трудового населения и соответствие рабочих мест совокупной рабочей силе, её качественному составу.
В мировой практике укрупненном виде УТР предусматривает решение взаимосвязанных функций:
1) планирование (что делать?);
2) организация (как делать?);
3) мотивация (как стимулировать?);
4) контроль (как оценить?)
Все перечисленные общие функции управления в непрерывном единстве присутствуют в деятельности руководителей и подразделений всех уровней.
1. Планирование, т.е. координация ожидаемых результатов и способов их получения.
Существуют стратегическое, среднесрочное и оперативное планирование. Из этих трёх видов планирования обратим большее внимание на оперативное планирование. Для разработки оперативного плана работы с персоналом необходимо собрать следующие данные: о постоянном составе персонала; о структуре персонала; о текучести кадров; о потери времени в результате простоев, по болезни; о продолжительности рабочего дня; о заработной плате (ЗП) рабочих и служащих.
Планирование потребности в персонале является начальной ступенью процесса кадрового планирования. Оно базируется на данных об имеющихся и запланированных рабочих местах, плане проведения организационно-технических мероприятий, штатном расписании и плане замещения вакантных должностей. По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать новые виды затрат, связанные с участием работников в прибылях и капитале организации.
В данной работе вопрос планирования рассматривается не широко (планируем численность работников).
2. Организация, т.е. координация фактических действий по достижению результатов.
В настоящей курсовой работе организационные вопросы – относительно технологии (технологический подход).
Основные процедуры (способы решения вопроса) организации и управления можно представить в виде схемы:
Набор |
Развитие персонала |
Перемещение, повышение, понижение |
Увольнение | |||
- - отбор - прием на работу |
Исходный этап в процессе управления персоналом и отбор кадров. Существует 3-и формы отбора:
1. Собеседование;
2. Тесты и решение практических ситуаций;
3. Центры отбора.
При приеме на работу: требуется заявление и трудовая книга.
Развитие персонала подразделяется на :