Современное положение в сфере контроля банковского процентного риска в России
Несостоятельность многих банков, проявившаяся в последние годы, вызвала необходимость пристального внимания со стороны банкиров к другим видам рисков, ранее казавшихся несущественными. Это нашло отражение и в деятельности Банка России. Так, в основных направлениях денежно-кредитной политики Банка России на 1997 год, в частности отмечалось следующее.
“Среди наиболее актуальных проблем, требующих новых, нормативных разработок, - контроль за управлением процентными рисками и рисками по операциям на срочных рынках. Банки самостоятельно должны ограничивать риски, вытекающие, во первых, из структуры активов и пассивов по срочности, и, во-вторых, из сочетания используемых в практике деятельности конкретного банка способов определения процентных ставок по доходным и расходным операциям (фиксированные и плавающие).”
По состоянию на 1 марта 1998 г. Центральным банком России не было выпущено ни одной инструкции, посвященной исключительно контролю за процентным риском.
В материалах, подготовленных Департаментом Пруденциального банковского надзора Банка России к заседанию Национального банковского совета, состоявшегося 19 марта 1998 года также имеется замечание, относящееся к банковским рискам. “Отмеченные тенденции развития экономики и банковского сектора обусловливают появление и развитие наряду с традиционными для российской банковской системы рисками…. относительно новых рисков-процентного риска, страновых рисков, риска потери банком репутации.
В целях повышения надежности банковской системы Банк России разработал комплекс организационных и методологических решений, направленных на повышение эффективности регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Совершенно необходимым условием этой работы является выполнение требований международных стандартов.”1
Одним из таких решений стало утвержденное 6 августа 1997 года Банком России положение “Об организации внутреннего контроля в банках”, в соответствии с которым банки должны создавать эффективную систему внутреннего контроля финансовых рисков, в том числе и процентного риска и соответствующие службы.
По указанному Положению в обязанности этих служб входит, в частности, обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности; выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.
В Приложении 1 к этому Положению приведена форма ежегодной отчетности коммерческого банка перед Банком России о состоянии внутреннего контроля. Один из пунктов в этом отчете сформулирован следующим образом:
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
5. |
Система оценки других рисков, принимаемых на себя банком, в том числе система контроля и управления рисками: (да, нет)
|
Под “другими рисками”, по-видимому, понимаются все риски, кроме кредитного. В Приложении 2 к вышеупомянутому Положению приведены рекомендации по организации внутреннего контроля за рисками банковской деятельности. В этих рекомендациях процентный риск определяется в трактовке Базельского комитета.
Задача контроля процентного риска для российских банков осложнена пунктом 2 статьи 837 Гражданского кодекса РФ: “По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных юридическими лицами на иных условиях возврата, предусмотренных договором”. Таким образом, любой вклад физического лица в российском банке представляет собой финансовый инструмент с неопределенным денежным потоком, влияние которого на процентный риск трудно оценить.