Планирование издержек производства и себестоимости продукции
Особенности формирования себестоимости в ремонтном производстве. Издержки производства включают в себя все текущие эксплуатационные расходы предприятия за плановый период. Издержки, как и себестоимость, планируют в расчёте на год на основе заданий и прогнозов по объёмам ремонта подвижного состава и по основным видам продукции, работ, услуг предприятия. План расходов должен обеспечивать выполнение предстоящего объёма работы с наименьшими затратами денежных средств.
На основе планового объема производства, норм расхода материальных ресурсов на единицу продукции, анализа затрат предшествующего периода, изменений технологии и организации производства, составляется смета затрат. В свою очередь они группируются в соответствии с экономическим содержанием по следующим элементам: материальные затраты, расходы на оплату труда и материальное стимулирование, обязательные отчисления от заработной платы, расходы на амортизацию основных фондов и полное восстановление имущества после износа, прочие расходы [4, с. 142].
Величина амортизационных отчислений в смете затрат определятся прямым расчетом по каждому виду основных фондов по нормам амортизации.
Себестоимость продукции, работ или услуг завода представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты на их производство и сбыт. Она зависит от уровня организации производства и труда, его производительности, нормирования и планирования материальных, трудовых, денежных затрат на единицу продукции, программы ремонта, длительности производственного цикла, коэффициента сменности, степени использования производственных мощностей, основных и оборотных средств, трудоёмкости видов ремонта и др. Планирование себестоимости является основой для определения цен, прибыли и рентабельности. Планирование себестоимости продукции внутризаводскими подразделениями в форме квартального цехового техпромфинплана регламентируется инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях МПС.
Основными исходными данными для составления планов по себестоимости продукции и её снижению являются: производственная программа выпуска продукции; оптовые и розничные цены на сырьё, основные и вспомогательные материалы, топливо, все виды энергии, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия; нормы затрат труда на единицу продукции и нормы расхода материальных ресурсов; смета затрат на освоение новых видов продукции и смета на научно–исследовательские и опытно–конструкторские работы; план мероприятий организационно–технического развития и план повышения эффективности производства; смета цеховых и общезаводских расходов; затраты по реализации продукции, результаты анализа производственно–хозяйственной деятельности предприятия и заданий по снижению себестоимости продукции. Таким образом, в плане себестоимости находят отражение все основные стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, а показатель себестоимости является результативным.
Планируя расходы и себестоимость, не учитывают убытки от стихийных бедствий, недостачи материалов, брак.
Плановая себестоимость и норматив рентабельности рассчитывается в соответствии с другими разделами производственно–финансовой деятельности завода. В соответствии с «Указаниями» на продукцию МПС по отрасли норматив рентабельности не должен превышать 15%. Приказом по заводу на основные виды продукции для железных дорог установлен плановый уровень рентабельности в размере 7%.
Анализ затрат и структура себестоимости продукции НЭРЗ за прошедший пятилетний период. Как показано на рисунке 1.5, в составе себестоимости продукции Новосибирского электровозоремонтного завода за анализируемый период вследствие материалоёмкости производства, большую часть составляет стоимость материалов и комплектующих (45–55%).
Рисунок 1.5 – Анализ затрат на рубль товарной продукции по НЭРЗ на 2007-2008 годы
Этот показатель колебался в зависимости от объёмов произведённой товарной продукции, а также вследствие уменьшения или увеличения второй по величине составляющей затрат (15–24%) – основная и дополнительная заработная плата рабочих и как следствие этого- отчисления в социальные фонды. Затраты на топливо и электроэнергию колеблются в пределах от 2 до 7%. Незначительны, в сравнении с затратами на материалы, расходы на амортизационные отчисления. В связи со сдвигом номенклатуры в сторону ремонта электровозов капитальным объемом и отсутствием отдельных узлов и деталей на поступающем в ремонт подвижном составе выросла доля расходов на изготовление собственных полуфабрикатов. На поступающем в ремонт подвижном составе отсутствуют или непригодны к ремонту из-за изношенности комплектующие приборы, аппаратура импортного изготовления. Возникла необходимость изготовления их на заводе, замены на отечественные аналоги, что привело к росту затрат по статье расходов в составе себестоимости “полуфабрикаты собственного изготовления”.