Технико–экономические показатели и планирование в ремонтном производстве
Краткая характеристика производственных цехов. Основная деятельность завода состоит из 5–ти производств: электровозоремонтного, электромашинного, колёсного, литейно–кузнечного и вспомогательного.
Цеха основного производства:
- электровозосброчный цех – разборка, сборка, наладка, испытание электровозов, ремонт кузова и крыш;
- электромашинный цех – ремонт тяговых двигателей и вспомогательных машин;
- аппаратный цех – ремонт контакторов, реле, аппаратов и электроники;
- ремонтно–комплектовочный цех – ремонт компрессоров, кондиционеров, тормозных тяг, центральных опор;
- колёсный цех – ремонт колёсных пар и подшипников;
- секционный цех – изготовление секций тяговых двигателей и вспомогательных машин, изготовление пучков проводов кузова электровозов;
- тележечный цех – ремонт тележек, тяговых редукторов, тяговых трансформаторов;
- литейный цех – литьё тормозных колодок, моторно–осевых вкладышей (бронзовых и латунных), литьё маслот;
- кузнечный цех – изготовление запчастей подвижного состава, ремонт рессор, изготовление деталей стрелочных переводов.
Цеха вспомогательного производства:
- инструментальный цех – изготовление и ремонт инструмента и оснастки, термообработка для цехов завода;
- ремонтно–механический цех – ремонт оборудования и метельников электровозов, изготовление новой техники и нестандартного оборудования;
- стройучасток – выполнение ремонтных и строительных работ;
- энергоцех – обеспечение подразделений завода электроэнергией, ацетиленом, кислородом и водоснабжением;
- котельный цех – обеспечение подразделений завода и жилого фонда тепловой энергией и горячей водой;
- транспортный цех – обеспечение служб завода автомобильными и железнодорожными перевозками.
Планирование в ремонтном производстве. На анализируемом предприятии – Новосибирский электровозоремонтный завод – основой планирования и организации производственной деятельности является потребность МПС России в ремонте подвижного состава, узлов, агрегатов и производства запасных частей по широкой номенклатуре.
Анализ парка пассажирских локомотивов показывает, что технический ресурс локомотивного парка выработан. Расположить потенциального пассажира к пользованию услугами железнодорожного транспорта можно лишь, предложив хорошую скорость перемещения, более высокую степень безопасности движения. Соответственно, особенного подхода требуют вопросы надежности, качества услуг, комфорта, сервиса и т. д.
Важную функцию в системе управления производством на предприятии представляет планирование. С его помощью определяют направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства [23, с. 62].
Формирование годового плана производства и реализации продукции осуществляется на основании планового задания МПС РФ и ГУ «Желдорреммаш» по номенклатуре ремонтной продукции, достигнутой производственной мощности и прямых договоров с потребителями продукции. Он содержит расчеты объема продукции в натуральном и стоимостном выражении.
При формировании годового плана производства продукции используются плановые задания, результаты анализа выполнения плана предшествующего периода и степени удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта по количеству, структуре и качеству ремонта и изготовлению запасных частей, возможности увеличения мощности, в том числе на базе технического перевооружения.
Объем выпуска товарной продукции и объемы ее реализации формируются из объемов продукции в натуральном выражении и действующих цен. Разработанный план производства по номенклатуре и объемам товарной продукции на год разбивается по кварталам с учетом баланса рабочего времени и сезонности (выработка тепловой энергии), утверждается руководством завода.
Составление планов осуществляется не только на краткосрочные (квартал, полугодие, год) периоды, но и по данным Госкомстата РФ и программы загрузки базовых заводов ГУ «Желдорреммаш МПС РФ» на долгосрочные (пятилетние, десятилетние) периоды. В связи с прогнозными данными Госкомстата о приросте пассажирооборота по сети железных дорог по отношению к 2005 году на 25,4% в 2010 году и на 32,2% в 2015 году, а также утверждённой от 24.10.01 г. ГУ «Желдорреммаш МПС РФ» «Программой загрузки Новосибирского ЭРЗ на 2008–2016 гг.», в целях обеспечения планового задания по ремонту электровозов и запасных частей к ним на этот период, Министерством путей сообщения было рекомендовано заводу разработать программу реконструкции. Эта программа включает затраты на НИОКР и освоение производства новых видов продукции, затраты на техническое перевооружение производства, мероприятия по реформированию завода. Общая сумма инвестиций определена в размере 5147000 тысяч рублей, 47,6 % из которых планируется использовать в 2007–2009 гг.