Описание профессиональной цели во внешней и внутренней форме
Для рассматриваемого субъекта профессиональная деятельность (её цели) могут быть описаны в двух плоскостях: статусно-ролевая характеристика и ценностная позиция.
1. Статусно-ролевая характеристика.
Данным субъектом работа рассматривается не просто как источник дохода (работа - способ выживания человека как биологического существа), но и как особый вид деятельности, с помощью которого он позиционируется в социуме. Здесь можно говорить о таких характеристиках работы как популярность и престижность.
Для рассматриваемого субъекта выбранный тип профессии соответствует его внутренней потребности иметь определенный статус в обществе. Данная профессия обладает следующим характеристиками:
для неё обязательно наличие высшего образования;
подразумевается высокая интеллектуальность;
возможность включения в престижную сферу бизнеса.
Все эти характеристики выбранной профессии отделяют самого субъект от общества в целом, делая его причастным к определённым группам. Например, наличие высшего образования отделяет субъекта от людей рабочих профессий.
Ценность определённого статуса четко прослеживается в следующей профессиональной цели: "Постепенная вертикальная карьера".Т.о. для субъекта важно расти дальше, всё более выделяясь из окружения.
С другой стороны работа для данного субъекта представляет и другую - внутреннюю ценность. Работа должна не просто обеспечивать биологическое функционирование и статус в обществе, но и отвечать многим личностным запросам. Работа должна быть интересной, а для данного субъекта это означает, что в ней должны присутствовать следующие моменты:
многообразие и разнообразие коммуникаций - общение со многими и разными людьми (коллеги и клиенты);
возможность понимать и видеть результат своей работы (не просиживать день на рабочем месте, а понимать, что ты за этот день сделал и к каким результатам это ведёт);
возможность развиваться на работе как профессионал и как личность;
периодическое изменение профессионального процесса (изменение выполняемых функций, применение новых технологий и методов).
Анализ собственных достоинств.
Срез способностей |
Сильные стороны |
ПВК |
Согласованность личной характеристики с ПВК |
Знания и опыт |
1. Общие знания по многим фундаментальным дисциплинам. 2. Знания и некоторый практический опыт в сфере психологии (организационной в том числе). 3. Опыт преподавания. |
Широкий кругозор, хорошая фундаментальная подготовка. Владение теорией и практикой организационной психологии. Умение воздействовать на людей и передавать им свои знания (важно при развитии и обучении персонала, в бизнес-тренингах) |
+ Практически любая современная специальность, а тем более управленческая работа (организационный психолог помогает менеджменту) предполагает широкую осведомленность в самых разнообразных сферах. +/- Овладение теорией находится на высоком уровне, однако не хватает практических навыков. + |
Социальные и коммуникативные качества |
1. Развитый вербальный интеллект (большой словарный запас, умение выступать на публике). 2. Умение взаимодействовать с различными категориями людей. |
Высокое развитие коммуникативных навыков. |
+ Как уже многократно отмечалось выше, деятельность организационного психолога заключается в работе с людьми или процессами, в которые включены люди как сотрудники организации. |
Личные способности (к точным, гуманитарным, естественным наукам; технические или творческие способности) |
1. Способности к гуманитарным наукам (в большей степени к истории, психологии, литературе). 2. Способности к естественным наукам (в основном к биологии). |
Широкий кругозор, хорошая фундаментальная подготовка. В частности, знания по физиологии (естественная дисциплина), праву, педагогике, социологии (гуманитарные дисциплины). |
+/- Недостаточны знания в области права. |
Интеллектуальные качества, рабочие приёмы |
1. Быстрота усвоения нового материала. 2. Склонность к абстрактным, теоретическим знаниям. 3. Выработанная схема поиска, систематизации, усвоения информации. |
Умение работы с большим количеством информации (сбор, обработка, анализ, выводы). |
+ |
Деловые качества |
1. Умение организовать работу группы. 2. Умение вести телефонные переговоры, владение ПК и оргтехникой. 3.Умение «пропускать» через себя большое количество людей. 4.Умение замотивировать себя. 5.Быстрая обучаемость. 6. Стрессоустойчивость |
Готовность к постоянному профессиональному развитию, овладению новыми знаниями и навыками. Готовность работать в профессии Человек-Человек. |
+ Данное качество может пригодится в профессиональной деятельности при следующих видах работы: - диагностическая - обучение персонала - проведение тренинга + Данная функция не специфична для деятельности организационного психолога, однако в современных условиях очень многие функции выполняются с помощью различного рода машин и автоматов. + + + + |