Положение дел в отрасли, основные конкуренты
По данным Российской книжной палаты в 2006 году в РФ вышло: книг – 86104 названия, тиражом 516304,6 тысяч экз.; брошюр – 16164 названия, тиражом 147219,5 тыс. экз. На долю следующих 10 участников рынка приходится около 62% общероссийского тиража книжной продукции, из них:
1. Ульяновский дом печати 13,5%;
2. Смоленский полиграфкомбинат 9,4%;
3. Тверской полиграфический комбинат детской литературы 19,9%;
4. «Звезда» 0,4%;
5. «Нижполиграф» 3,3%;
6. Тульская типография 5,7%;
7. Саратовский полиграфический комбинат 6,3%;
8. «Правда Севера» 1,1%;
9. ОАО «ИПП «Курск» 1,8%;
10. Смоленская областная типография 1,3%.
Высокая печать сохранилась в небольших объемах в Тульской и Смоленской областной типографиях.
По количеству перерабатываемой бумаги (листажу) лидирует Ульяновский дом печати. На долю четырех участников (Ульяновский дом печати, Смоленский и Тверской полиграфкомбинаты, «Звезда») приходится около 70% листажа.
Важная роль в конкурентной борьбе на рынке полиграфии принадлежит красочности печати. Несмотря на то, что не менее 70% тиража печатается в одну краску, рыночные тенденции, определяемые спросом, указывают на постоянное увеличение доли красочной полиграфической продукции. По красочности в целом и рулонной в частности лидируют Смоленский и Тверской полиграфкомбинаты. По листовой офсетной печати трое из участников («Правда Севера», ОАО «ИПП «Курск» и Смоленская областная типография) еще не вышли на уровень средней красочности, равный двум, тогда как на Тверском полиграфкомбинате и Тульской типографии он превысил 3,5.
С учетом красочности на первые позиции по объему натурального выпуска перемещаются Смоленский и Тверской полиграфкомбинаты, причем значительная часть цветной офсетной печати в Твери приходится на листовую печать. Листовая офсетная цветная печать предоставляет дополнительное конкурентное преимущество, позволяющее:
· во-первых, в меньшей степени зависеть от жесткой привязки к формату, тем самым, предоставляя для издательств больших возможностей для издательских изысков;
· во-вторых, в меньшей степени зависеть от тиража продукции.
Предприятия, имеющие в своем распоряжении многокрасочные листовые машины, приобретают значительное конкурентное преимущество.
Распределение общего тиража выпущенных книг и брошюр по видам полиграфического оформления показывает преобладание в структуре выпуска тонких брошюр, удельный вес которых в общем тираже вдвое больше удельного веса брошюр, скрепленных по бесшвейной технологии. Эта тенденция российского книгопечатания прослеживается уже достаточно длительное время, что говорит об устойчивости издательских приоритетов. Причем наблюдается совпадение по удельным весам выпуска тонких брошюр среди перечисленных десяти предприятий.
Наиболее близок, к средним цифрам распределения Смоленский полиграфкомбинат. Книги в твердом переплете доминируют в структуре выпуска у «Нижполиграф» и ОАО «ИПП «Курск». Однако ОАО «ИПП «Курск» не может производить книги в твердом переплете с округленным корешком, спрос на которые растет. Объемные брошюры занимают больший удельный вес в «Звезде» и Тульской типографии. Тверской полиграфкомбинат производит более 40% тонких брошюр от общероссийского тиража.
Как видно, на рынке полиграфии заметна четкая специализация по направлениям выпуска продукции. Это естественный рыночный процесс, требующий учета при планировании развития предприятия.
У ОАО «ИПП «Курск» заметно преобладание в структуре продукции книг в твердом переплете. Стратегия развития предприятия должна предусматривать сохранение и рост рыночной доли в сегменте книг в твердом переплете за счет внедрения технологии производства книг с округленным корешком и повышения цветности. Так как, такая продукция имеет более высокую добавленную стоимость. Приобретение многокрасочной листовой машины и линии для изготовления книг с округленным корешком, позволит ОАО «ИПП «Курск» получить значительное конкурентное преимущество. ОАО «ИПП «Курск» имеет возможности для расширения объема газетной печати, так же, за счет приобретения новой газетной многокрасочной машины. Наличие больших площадей на ОАО «ИПП «Курск» позволяет свободно разместить приобретенное оборудование.