Особенности развития менеджмента индустриального периода в России
Подведем основные итоги настоящей части нашего изложения:
- в России становление индустриальной эпохи, началось позже чем в основных странах Европы. Начала ее обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.), толчок которым дала отмена крепостного права в 1861 году;
- в то же время, еще с начала XIX века, к руководству страны приходит постепенно осознание того, что управление старыми методами, в новых экономических условиях если не невозможно, то экономически не выгодно. Развитие науки управления того периода связано с именем М.М. Сперанского, экономические идеи и проекты которого во многом подготовили почву для действий последующих реформаторов;
- основные управленческие преобразования в России в период промышленной революции связаны с именами реформаторов С.Ю. Витте и П.А. Столыпина;
- в отличие от европейских стран, где к началу XX века уже вполне сформировалась упоминавшаяся «классическая» школа менеджмента, в России какой либо значимой систематизации управленческой науки в рассматриваемом периоде не произошло. М.М. Сперанский, С.Ю. Витте и П.А. Столыпин рассматривали управление, почти исключительно, в применении к государственным, а не к конкретным производственным, задачам. Отдельные моменты производственного менеджмента были заметны лишь в ряде идей С.Ю. Витте.
В целом развитие управленческой мысли в России к началу XX века заметно отставало от развития управленческой мысли на западе (в Англии, США, Франции и др.) где к этому времени были сформированы научные школы менеджмента и начинается период, который, в истории менеджмента обычно называют периодом систематизации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами выскажем ряд итоговых положений, которые будут выводами данной работы.
Индустриальная эпоха в развитии человечества- это постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству. Хронологически этот период ограничен последней четвертью XVIII века – концом века XIX. Промышленная революция началась в Англии и в XIX веке распространилась на все значимые европейские страны, а позже и на регионы Азии и Америки. В этот период происходит постепенный переход от аграрной экономики к индустриальному производству, а капитализм становится господствующей системой хозяйства, повсеместное распространение получают крупные промышленные комплексы, происходит изменение всей структуры общественных отношений - скачкообразный переход от аграрного общества к городской цивилизации современного типа.
Индустриальная эпоха ставит перед управленческой наукой новые цели и задачи. На крупных производственных комплексах работает гораздо больше сотрудников, больше времени тратится на обучение, производство требует разделения труда, экономии материалов, разделения ответственности в управлении и так далее. Появилась необходимость в управленцах, которые бы могли представлять интересы владельца на местах.
Практика промышленного производства XVIII века вступала в противоречие с теориями экономической науки того времени. Это было замечено так называемыми «пионерами» менеджмента индустриальной эпохи и получило развитие в их работах.
На работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита. Значение его работ для науки управления заключается в том, что он экономически доказал необходимость разделения труда, а также, положил начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников. Другой английский ученый Роберт Оуэн, был практикующим управляющим фабрики и ее совладельцем. В начале XIX века им был проведен социально-экономический эксперимент, связанный с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя. Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а его социальные эксперименты, при всей их утопичности, показали всю важность морального и материального стимулирования рабочих, как составляющего элемента менеджмента.