Социально-трудовые отношения: понятие. субъекты, уровни, предмет, структура, принципы
Трудовые отношения
- устойчивые связи между людьми, обусловленные совместной трудовой деятельностью. К ним, в частности, относятся отношения между работодателями и лицами, работающими по найму, между руководителем и подчиненными, между рабочими группами и трудовым коллективом и т.п. пожарный риск
Социально-трудовые отношения -
это объективно существующие взаимозависимость и взаимодействие субъектов этих отношений в процессе труда, нацеленные на регулирование качества трудовой жизни. В тоже время социально-трудовые отношения субъективированы, т.к. они отражают субъективно определенные намерения и действия участников этих отношений, определяемые осознанной или взаимной зависимостью.
Трудовые отношения складываются под влиянием социальной среды и находятся в зависимости от воздействия управленческих структур. Их предназначение - обеспечить соблюдение принципов конструктивного партнерства, строить и постоянно поддерживать трудовые связи на основе доброжелательного делового сотрудничества.
Под качеством трудовой жизни
следует понимать систематизированную совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни и позволяющих учесть степень (1) реализации интереса работника и (2) использования его способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.)
Качество трудовой жизни - уровень удовлетворения личных потребностей работников через их деятельность в организации. Концепция качества трудовой жизни основывается на создании условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека.
Качество трудовой жизни характеризуется рядом элементов:
1. Работа должна быть интересной, т.е. характеризуется высоким уровнем организации и содержательности труда;
2. Работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях;
3. Работники должны получать справедливое вознаграждение за труд;
4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но осуществляться всегда, когда в нем есть необходимость;
5. Обеспечение возможности использования работниками социально-бытовой инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание;
6. Участие рабочих в принятии решений, затрагивающих их рабочие интересы;
7. Обеспечение работнику гарантий работы, возможности профессионального роста и развития.
Международной системой показателей оценки качества трудовой жизни является система ОЭСРР (Организация экономического сотрудничества и развития, утверждена в ноябре 1980г.). В систему включены следующие показатели:
I группа показателей. Доступность занятости
: уровень безработицы, вынужденной неполной занятости, отчаявшихся искать работу:
II группа показателей. Качество трудовой жзни:
средняя продолжительность рабочего времени; время на дорогу и работу; оплачиваемый ежегодный отпуск; гибкий рабочий график; распределение заработков; смертность на рабочих местах; нарушение нормальных условий труда.
Наиболее распространенной системой показателей оценки качества трудовой жизни в РФ является следующая:
- общеэкономические показатели - объем производства, производительность труда, себестоимость продукции;
- показатели, характеризующие численность занятых, степени использования рабочего времени, движение и подготовка кадров;
- показатели, характеризующие условия и охрану труда, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях;
- показатели, характеризующие фонд потребления и фонд оплаты труда;
- социальная поддержка персонала в организации.
Социально-трудовые отношения как система имеют две формы существования:
1. - фактические
социально-трудовые отношения, функционирующие отношения на объективных и субективных уровнях;
2 - социально-трудовые правоотношения
, отражающие проекцию фактических социально-трудовых отношений на институциональный, законодательный, нормотворческий уровень.