Социально-экономические основы кадрового менеджмента в условиях рыночной экономики
Факторы, воздействующие на людей в организации, могут быть объединены в три группы.
Первая группа факторов связана с иерархической структурой организации
, где основное средство оказания воздействия - это отношения власти-подчинения, давления на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Вторая группа факторов обусловлена организационной культурой
, то есть вырабатываемые организацией, группой людей совместные ценности, социальные нормы, установки поведения, которые регламентируют действия личности, заставляют индивида вести себя так, а не иначе без видимого принуждения.
Третья группа факторов связана с развитием рынка
, который представляет сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже продукции и услуг, отношении к собственности, равновесии интересов продавца и покупателя.
Эти факторы воздействия достаточно сложные и на практике редко реализуются в отдельности. Какому из них отдается предпочтение, таков и облик экономической ситуации в организации.
При переходе к рынку происходит отказ от иерархического управления персоналом, жесткой системы административного воздействия, практически неограниченной исполнительной власти к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах.
Причины формирования и развития рыночных факторов воздействия на персонал обусловлены:
1. высоким динамизмом производственно-коммерческой деятельности и связанным с ним ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, в том числе конкуренция за качество, профессионализм, потребителя;
2. усложнением системы мотивации и стимулирования работников (краткосрочные, контракты, выдвижение различного рода предварительных условий при найме, увязка материального поощрения с получаемой прибылью и т.д.);
3.политической нестабильностью и ростом масштабной безработицы.
Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов к приоритету ценностей:
* главное внутри организации - работники;
* главное за пределами организации - потребитель продукции, услуг.
Организационная иерархия отходит на второй план, уступая место культуре и рынку.
Рыночные условия несут как большие возможности, так и серьезные угрозы для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого человека. Управление персоналом в этих условиях приобретает особую значимость. Оно позволяет, во-первых, реализовать целый спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям; во-вторых, реализовать и обобщить целый спектр вопросов учета личного фактора в построении системы управления организацией.
Основу концепции управления персоналом в современных условиях
составляют следующие основные положения:
1. Возрастание роли личности работника;
2. Знания мотивационных установок работника, проведение маркетинга персонала;
3. Умение формировать мотивационные установки работников и направлять их в соответствии с стратегией развития предприятия;
4. Развитие персонала, в рамках которого наряду с актуализацией профессиональных знаний, умений, навыков, способностей необходимо проведение методического и социального обучения;
5. Соблюдение законодательных норм к использованию персонала.