Организационно-экономические аспекты изучения эффективности персонала
Персонал - это неоднородная совокупность людей. Он состоит из социально-экономических групп. Социально-экономическая группа представляет совокупность работников, обладающих каким-либо общим признаком ( например, профессия, квалификация, стаж работы, возраст, личные симпатии, мотивы к труду и т.п.). По уровню кооперирования социально-экономических групп персонал может быть структурирован следующим образом: первичный (или контактный) персонал, вторичный, основной
Социально-экономическая группа персонала является неизбежной и естественной частью трудовой деятельности:
- менеджеры создают группы, чтобы добиться выполнения определенной работы в необходимом объеме, требуемого качества в срок. Группы порождают меньше идей, но с лучшей проработкой, со всесторонней оценкой, с большей степенью ответственности;
- сотрудники сами естественным образом формируются в группы для защиты своих интересов, для удовлетворения своих потребностей.
Исходя из двоякой роли социально-экономических групп персонала, под эффективностью группы персонала следует понимать степень достижение цели группы и удовлетворение, которое испытывают сотрудники от того, что состоят в этой организационной структуре.
Отсюда вытекает необходимость выявления и рассмотрения факторов, способствующих повышению эффективности команды, т.е. движущие силы, способствующие динамике результативности совместного труда и удовлетворенности от этого труда (Схема 7.1).
Схема 1.1. Основные факторы эффективности совместной деятельности
Структурные факторы |
Управленческие факторы |
Результаты деятельности |
Особенности решаемых задач |
Стиль руководства |
Достижение организационной цели |
Характеристика группы работников Внутренняя коммуникация |
Организационная культура Мотивация и стимулирование |
Удовлетворенность от принадлежности к данной группе |
Окружающая среда |
Внешняя коммуникация |
Принципы формирования эффективного первичного персонала по составу:
(1). Имеющиеся ресурсы группы соответствуют задачам, стоящим
перед ней;
(2). Наличие равновесия как профессиональных, так и внутригрупповых ролей в группе. Эффективность персонала зависит от того, насколько правильно его члены осознают и приспосабливаются к распределению своих человеческих ресурсов как в профессиональных ролях, так и внутригрупповых. Сотрудники действуют как одна команда: взаимозависимы друг от друга при решении организационных задач;
(3). Полный набор внутригрупповых ролей важен там, где имеют место быстрые изменения, а в более стабильных группах можно обойтись ограниченным набором этих ролей при совмещении одним сотрудником двух и более ролей;
(4). Сотрудники активно заняты поиском приемы и средств наилучшего достижения целей.