Методы доводки стратегии. Определение позиции организации на рынке
Таблица 2
Оценка предполагаемых изменений рентабельности (R)
ФАКТОРЫ |
ШКАЛА ИНТЕНСИВНОСТЕЙ -5 +5 | |
Колебания рентабельности |
высокие |
отсутствуют |
Колебания объема продаж |
высокие |
отсутствуют |
Колебания цен |
высокие |
отсутствуют |
Цикличность спроса |
большая |
отсутствуют |
Уровень спроса по отношению к производственным мощностям |
низкий |
высокий |
Географическая концентрация рынка |
низкая |
высокая |
Обновление состава продукции |
частое |
редкое |
Продолжительность жизненных циклов товара |
низкая |
высокая |
Расходы на НИОКР |
высокие |
низкие |
Время разработки новой продукции |
большое |
малое |
Степень конкуренции |
высокая |
низкая |
Необходимость послепродажного обслуживания |
большая |
отсутствует |
Конкуренция на рынке ресурсов |
большая |
малая |
Государственное регулирование |
жесткое |
отсутствует |
Общая оценка |
|
Оценка конкурентного статуса фирмы (КСФ)
Конкурентный статус фирмы определяется факторами успеха в конкуренции по следующим основным направлениям:
- стратегические капиталовложения (в производственные мощности, в стратегию, в потенциал),
- эффективность стратегии фирмы,
- эффективность ее текущего потенциала (по основным сферам ее деятельности).
Ключевые факторы успеха - это те моменты в деятельности фирмы, на которые она должна обращать основное внимание. Идентификация таких факторов - один из главных приоритетов стратегии фирмы. Менеджер должен знать, что наиболее важно для конкурентного успеха и что менее важно. Таким образом, ключевые факторы успеха-краеугольные камни стратегии бизнеса. Ниже приводится перечень наиболее важных факторов конкурентного успеха (табл. 3).
По каждому фактору делается оценка в баллах (за ноль принимаются среднеотраслевые значения). Далее КСФ может быть подсчитан следующим образом:
где Аi - оценка i-го фактора в группе; i -весовой коэффициент, характеризующий относительную важность i-го фактора для отрасли и фирмы; k -число факторов в группе; j - весовой коэффициент, характеризующий относительную важность j-й группы для отрасли и фирмы; - число групп факторов; i - текущий номер фактора внутри группы факторов; j - текущий номер группы факторов.