Мотивация.
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить организация, когда, как и кто должен это сделать. Для воплощения своих решений в дела руководители должны применять на практике основные принципы мотивации. В данном контексте, т.е. в отношении управления, мотивация - это процесс побуждения работников организации к деятельности для достижения личных целей и целей организации [5, с. 360].
Разработанные теории мотивации делятся на 2 категории: содержательные и процессуальные. К числу содержательных теорий относятся теории, разработанные Маслоу, МакКлелландом и Герцбергом, целью которых является определение потребностей, побуждающих людей к действию.
Основные потребности, выделяемые автором каждой из теорий, приведены ниже:
А. Маслоу |
Д. МакКлелланд |
Ф. Герцберг |
1. Физиологические потребности |
1. Потребность власти как |
1. Гигиенические факторы: |
в еде, воде, убежище, отдыхе. |
желание воздействовать на |
- политика фирмы; |
2. Потребности в безопасности |
других людей. |
- условия работы; |
и уверенности в будущем. |
2. Потребность успеха - удовле- |
- заработок; |
3. Социальные потребности в |
творяется за счет процесса |
- межличностные отношения |
чувстве принадлежности, социал. |
доведения работы до успешного |
с начальниками, коллегами; |
взаимодействии и поддержке |
завершения. |
- степень контроля за работой. |
4. Потребности в уважении: |
3. Потребность в причастности, |
2. Мотивационные факторы: |
в самоуважении, компетентности |
т.е. налаживание дружеских |
- успех; |
и признании. |
отношений, оказании помощи |
- продвижение по службе; |
5. потребности самовыражения: |
другим. |
- признание и одобрение |
в реализации своих потренциал. |
результатов работы; | |
возможностей и росте как |
- высокая степень отвествен- | |
личности. |
ности; | |
- возможность роста. |