Школы подготовки менеджеров в России
Программа делает упор на применение теоретической подготовки к решению практических задач. Потребность в специалистах именно такого уровня и такой направленности подготовки в условиях рыночной экономики высока. Чтобы успешно соревноваться на международном рынке, надо овладеть искусством бизнеса. Степень МВА обещает успешную карьеру, интересную творческую работу.
И все же на практике подготовка менеджеров на российских предприятиях пока хромает. Между практикой российского управления и современными технологиями менеджмента сложился колоссальный разрыв. Если российские управленческие работники осознали масштабы несоответствия применяемых ими методов новым условиям, то перед ними три основных магистрали.
Первый путь - через хорошо известную, но уже забытую систему повышения квалификации на базе соответствующих отраслевых институтов. Темпы повышения квалификации работников предприятий резко снизились, можно сказать, сошли на нет из-за дороговизны сопутствующих затрат (проезд, проживание, обучение). Проблема, однако, заключается не только в экономической невозможности предприятия обеспечить обучение работников, а прежде всего в том, что нет отраслевых кадров преподавателей, подготовленных для обучения новейшим методам менеджмента и работающих на эквивалентном с западными школами бизнеса уровне. Отраслевые институты растеряли большую часть кадров.
Второе направление восполнения наиболее острого дефицита управленческого ресурса - информационного заключается в подготовке российских менеджеров непосредственно за рубежом в ведущих школах менеджмента и центрах подготовки кадров. Конечно, это один из наиболее действенных путей решения проблемы. Однако, помимо нехватки у предприятий валютных средств для финансирования этого направления главная проблема заключается в отсутствии возможности реальной коммуникации между источником и получателем знаний - старая как мир проблема свободного владения иностранными языками российскими управленческими работниками.
Последняя соломинка - опыт предприятий - мировых лидеров, которые сами формируют кадры менеджеров. Установив чрезвычайно высокую, "штучную" оплату за передачу и освоение новых технологий, реально поддерживая любые новшества (от крупного - освоение новой технологии до мельчайшего - рацпредложения, которое дает или даст результат в будущем). Надо это сделать постоянным видом деятельности предприятий. Каждому предприятию срочно необходимо разработать собственную целевую программу развития и внедрения новых методов и технологий менеджмента и концепцию развития собственного менеджмента, которая должна включать основные направления работ по решению организационных, экономических и управленческих проблем отрасли.
Главное же как можно быстрее отказаться от использования существующих устаревших методов управления и начать переход на новые технологии менеджмента в соответствии с мировыми и передовыми отечественными достижениями по ключевым направлениям (инвестиционный менеджмент и бизнес-планирование, финансовый менеджмент, бюджетный менеджмент, лизинг, логистика, внутрифирменное планирование, контроллинг и др.), перейти от управления отдельными мероприятиями к управлению концептуально ориентированными программами.
Переход на новые методы и системы менеджмента позволит совершить качественный скачок в экономику XXI века.