Анализ аудитории
Как только поставили цели для вашей презентации, необходимо приступить к анализу аудитории. Как и зачем это делается ?
Аудитория - это еще один базовый элемент вашей презентации и т. к. именно для аудитории речь и делается, нельзя не придавать анализу никакого значения и пропускать его, а наоборот именно анализу аудитории необходимо уделить особое значение.
Вы можете добиться лучшего результата, если будете знать характеристики будущей аудитории и используете полученные данные в подготовке к речи.
Для начала надо определить размер аудитории. Очевидно, что маленькие группы наиболее удобны для бурного обсуждения и убеждения. Но когда в группе больше 12 человек нормальное обсуждение становится невозможным.
Зависимость размера аудитории от целей прямая: чем меньше цели предполагают участие аудитории в презентации, тем больше может быть размер аудитории и тем меньшее значение может придаваться качеству людей пришедших на презентацию.
Также необходимо сопоставить другую нужную информацию об аудитории. Вот некоторые вопросы на которые желательно знать ответы перед презентацией:
Будет ли аудитория в основной своей массе дружественна, безразлична или противна вашей точке зрения?
Заботят ли их темы, через которые вы хотите убедить их принять участие в конкретном действии?
Какой у аудитории уровень понимания, образованность?
Сколько они знают о том, что вы собираетесь им преподнести?
Знают ли они вас?
Уважают ли они вас?
Ответы на эти вопросы помогут вам выбрать лучший путь для поведения эффективной презентации.
Анализ аудитории можно проводить в соответствии с вопросами, приведенными в таблице 1.
Вопросы для анализа аудитории
Таблица 1
Основные разделы вопросов по характеристике аудитории |
Конкретные вопросы по обозначенным темам. |
Размер и состав аудитории. |
· Сколько человек придет на презентацию · Выяснить, есть ли у них какие-либо политические, религиозные, национальные, профессиональные особенности. · Соотношение мужчин и женщин, · Возраст присутствующих |
Анализ возможной реакции публики |
· Зачем конкретные люди пришли на переговоры. · Определите отношение публики к предмету переговоров 1. Заинтересована ли в переговорах аудитория или равнодушна. 2. Как аудитория реагировала на аналогичные рассматриваемые вопросы на прошлых переговорах 3. Какие вопросы и в каком свете лучше представить данной аудитории. 4. Будут ли затруднения в понимании частей вашей выступления · Настроение публики в момент выступления: будут ли они уже уставшими, будут ли они голодны и ожидать скорого обеда и т. д. · Какой способ преподнесения информации будет наиболее эффективным, выгодным и произведет наибольшее впечатление на присутствующих: предоставление технической информации, статистического анализа, исторической информации, демонстрация, подобный пример и т. д. · Предугадайте ответ публики: пропишите пути реакции на ваши действия · Смоделируйте возможно наихудшую аудиторию и попытайтесь попробовать действовать в такой ситуации. · Предугадайте возможные уточнения и вопросы. Проанализируйте наихудшее, что может произойти на презентации. |
Уровень понимания аудитории. |
· Определите, знает ли аудитория, что-нибудь об объекте презентации, например проанализируйте есть ли среди присутствующих кто-либо с таким же набором знаний по данному вопросу. · Проанализируйте знакома ли аудитория с вашим словарем. · Спрогнозируйте, все ли способны понять то, что вы говорите. · Определите, какую поддерживающую информацию необходимо предоставить аудитории для лучшего понимания предмета. · Подумайте о конкретных цифрах и спецификациях, которые вас могут попросить предоставить или вам нужно будет сказать. · Проанализируйте, включает ли в себя объект презентации рутинное, длительное предоставление информации, знакома ли тема присутствующим. |
Отношения презентующего с публикой. |
· Проанализируйте как такая аудитория обычно реагирует на выступления ораторов. · Определите насколько аудитория дружественна, открыта, гостеприимна вашей точке зрения, вашему стилю презентации. · Определите как аудитория настроена по отношению к вам. · Проанализируйте, чего присутствующие от вас хотят. · Подумайте о ваших прежних отношениях с аудиторией. · Определите вашу роль и статус. · Определите есть ли у аудитории склонности, которые могут работать против вас. · Проанализируйте возможное отношение публики к построению вашей презентации. · Определите какие аспекты поддерживающей информации будут выглядеть для данной аудитории наиболее надежно. |