Для чего нужен Бизнес–план предприятия?
Бизнес-план выполняет несколько основных функций, как внешних (познакомить с предприятием и раскрыть суть его деятельности различным представителям делового мира), так и внутренних, жизненно важных для самого предприятия.
Можно начать с того, что при поисках делового партнера, инвестора или кредитора не придется несчетное количество раз повторять одно и то же о предприятии. С помощью Б-п стандартизируется процесс ознакомления с предприятием, экономится время, упорядочиваются контакты.
Во-вторых, наличие Б-п - обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Его отсутствие вызовет настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов.
В-третьих, привлечение денег для развития предприятия (партнерство, инвестирование, кредитование) невозможно без материалов, содержащихся
в Б-п (правильно спроецированный Б-п содержит всю необходимую информацию, для составления заявки на финансирование).
В-четвертых, наличие Б-п чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предприятия, разумности его владельца.
Помимо этих внешних функций, реализуемых документом как таковым, процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые и продолжаемые предпринимательские действия. В процессе планирования, предприятие рассматривается с различных позиций, оцениваются разные аспекты его деятельности (сбыт, персонал, организация, стимулирование). Многие из обнаруженных в ходе планирования сильных и слабых сторон предприятия, возможно, не были бы видны, если бы не проводилась работа над составлением Б-п. При его составлении можно обнаружить в зачаточном состоянии те проблемы в развитии предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьезные препятствия, существенно осложнят работу. Бизнесу придается целенаправленность. Зачастую, действия многих предпринимателей довольно масштабны, но не эффективны, именно из-за отсутствия четко определенных конечных и промежуточных целей.
Составляя Б-п, приобретается инструмент контроля и управления, позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям. В процессе его составления, Б-п является мощным инструментом самообучения, а после реализации предусмотренных им действий – основой для сопоставления с фактическими достижениями, таким образом, приобретая знания, опыт и профессионализм, который невозможно получить, не планируя предприятие.
Можно привести еще массу других аргументов в пользу необходимости составления Б-п, но скажу лишь одно: около 80% малых предприятий терпит фиаско в течение первых 3 лет своей деятельности, по причине отказа от планирования, или из-за недостаточного внимания, уделяемого планированию.
Толчком к созданию нового предприятия или к расширению (модернизации) существующего могут послужить:
1. Новый продукт, технология, услуга;
2. Нечто, что делает услугу лучше, цену ниже, продукт надежнее или улучшает какие либо другие потребительские свойства;
3. Незаполненная рыночная ниша, район, где отсутствует какой-либо вид обслуживания или не полностью удовлетворен спрос;
4. Новое сочетание товаров и услуг для конечного потребителя;
5. Просто так.
В любом из перечисленных случаев, нужно составление Б-п. Он необходим для целенаправленной и планомерной деятельности любого предприятия как средство самоорганизации, незаменим при установлении Контактов с потенциальными партнерами и кредиторами. В этом документе должна быть раскрыта суть предпринимаемых действий, дано описание предприятия, его действий на рынке, его организации, финансирования, а также должно быть показано, каким образом предприятие станет успешным.