Внутренняя среда организации
Любая организация – сложная открытая система, состоящая из множества взаимосвязанных, взаимозависимых, взаимовлияемых элементов.
Внутренняя среда - это совокупность ситуационных факторов (организационных, технических, экономических, социальных) внутри организации.
Можно выделить основные факторы внутренней среды организации, которые оказывают наибольшее воздействие на ее деятельность и требуют особого внимания менеджеров.
Это ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ТЕХНОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛ.
Так как организация – это группа людей, объединенная общей целью, цель – это главное, что связывает людей в организацию.
ЦЕЛЬ – конкретный желаемый результат, то к чему стремится организация.
ЦЕЛЕПОСТАНОВКА – первый этап любой управленческой деятельности.
Цели бывают стратегические и тактические, глобальные и локальные,
Общественные и личные. Существует и главная цель для любой организации –
МИССИЯ – смысл ее существования.
Для каждого подразделения организации существуют собственные цели.
Цели подразделений должны входить в цели организации как часть целого, а не вступать в противоречие с целями других подразделений. Задачи менеджмента – координировать деятельность подразделений, устраняя противоречие целей.
Все подразделения, а также отдельные работники, и служащие, и специалисты,
И руководители взаимосвязаны в единую структуру.
СТРУКТУРА – каркас организационной системы, «скелет» организации, ее внутреннее устройство. Структура отражает распределение внутри организации прав, ответственности, взаимодействия между уровнями управления и подразделениями.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ – являются: 1. ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, 2. ОРГАНЫ
АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ, 3. ОТДЕЛЬНЫЕ РАБОТНИКИ (руководители, специалисты).
Отношения между элементами структуры создаются горизонтальными и вертикальными связями.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ являются одноуровневыми и носят характер СОГЛАСОВАНИЯ.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ создают отношения подчинения (ИЕРАРХИЮ).
При передаче управленческих полномочий сверху вниз возникают УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ.
Важным аспектом организационной структуры является СФЕРА КОНТРОЛЯ
( норма управляемости) – количество лиц, находящихся в непосредственном
подчинении у одного руководителя.
ШИРОКАЯ сфера контроля уменьшает количество уровней управления,
Структура становится более плоской, происходит централизация власти.
УЗКАЯ сфера контроля приводит к созданию многоуровневой структуры, и как следствие, к увеличению расходов на управление, создает дополнительные сложности в работе.
КАК ПРАВИЛО, чем выше уровень управления, –тем меньше сфера контроля.
Между элементами структуры существуют сложные отношения взаимозависимости.
Изменяя один элемент структуры, порой необходимо всю ее пересматривать.
Чем больше элементов и уровней управления в структуре, тем сложнее управление.
При создании структуры необходимо увязывать ее с целями организации,
Оптимально распределять работу между подразделениями и работниками, учитывая специализацию. КАК определить объем работы? Для этого для подразделений и работников руководство устанавливает ЗАДАЧИ.
ЗАДАЧА – это работа, серия работ, часть работ, которая должна быть выполнена определенным образом и в определенный срок. Задачи определяются для конкретной должности, подразделения. Задачи могут быть описаны в ПОЛОЖЕНИЯХ (для подразделений), В ДОЛЖНОСТНЫХ ИНСТРУКЦИЯХ.