Социально-политическое прогнозирование.
Социально-политическое прогнозирование -- 'самая молодая отрасль предсказания будущего в рамках внутрифирменного планирования.
В западной экономике возникновение социально-политического прогнозирования было связано с серьезными изменениями в этой сфере жизни. Среди наиболее значимых факторов последнего времени, оказывающих
влияние на деятельность фирмы, называют:
социальные факторы:
экологизм (движение в защиту окружающей среды);
консьюмеризм (движение в защиту прав потребителей);
рабочие движения.
политические факторы:
законодательство о труде;
взаимоотношения правительства и бизнеса.
Для российских экономических организаций социально-политический компонент имеет в настоящее время не меньшее, а, скорее, даже более важное значение.
В период централизованно управляемой экономики российские предприятия жили в условиях достаточно Стабильной социально-политической среды. Для советской экономики были характерны такие явления, как:
•
диктат производителя над потребителем;
• отсутствие независимых
экологических движений;
•
формальный характер защиты прав работников профсоюзами;
•
отрицание особых целей деятельности предприятия по сравнению с целями общего народнохозяйственного комплекса
и,
следовательно, серьезных противоречий между предприятиями и центральными органами управления,
Конечно, реальные противоречия между интересами предприятий и интересами экономического центра существовали - однако они были подавлены, не принимали открытой формы и, таким образом, не учитывались в формальном планировании предприятия.
К тому же политика государства по отношению к предприятиям имела устойчивый неизменный характер.
Современная социально-политическая среда российского предпринимательства крайне изменчива и нуждается в постоянной, кропотливой работе по ее предсказанию, даже еслиполученные прогнозы не отличаются высокой степенью точности.
Методы социально-политического прогнозирования в большей степени заимствованы издвух ранее возникших отраслей прогнозирования: экономической и технологической. В социально-политическом прогнозировании используются:
=> сценарии;
=> метод перекрестного
влияния;
=> метод Дельфи;
=> различные техники маркетинговых исследований в сфере политических и социальных
явлений;
=> метод исторических аналогий (один из
самых древних методов прогнозирования)
и т.д.
Наряду с ними существуют особые
техники, разработанные специально для получения социально-политических прогнозов. Среди них - создание профилей общественных ценностей, применение матрицы "вероятность-воздействие".