Методы экстраполяции трендов.
Как видно
из таблицы, кривая прогнозов представляет собой сглаженную тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются
методами корреляции трендов,
в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления
их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.
Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).
Специалистами по планированию Хиггинсом и Финном был проведен опрос о применении методов прогнозирования в британских фирмах. Результаты опроса отражены в табл.2.3.2.
Таблица 2.3.2.
Методы прогнозирования |
Процент компаний, применяющих их метод |
Процент компаний, полагающихся исключительно на данные методы |
Субъективные оценки |
73 |
14 |
Статистическая зкстраполяция |
76 |
16 |
Исследование операций или экономические модели |
44 |
7 |
Технологическое прогнозирование |
29 |
6 |
Как видно из таблицы, даже в условиях развитой рыночной экономики большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные методы прогнозирования -субъективные оценки и экстраполяцию трендов.
Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:
они не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм значительных затрат и привлечения дорогостоящих: специалистов;
в силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в условиях краткосрочного планирования.