Этапы проектирования организационной структуры
Процесс проектирования организационной структуры будет происходить сверху вниз:
Ø Деление организации на функциональные блоки, которые соответствуют важным направлениям деятельности организации;
Ø Установление соотношений полномочий различных должностей. На этом же этапе устанавливается цепь команд и при необходимости производится деление функциональных блоков на более мелкие подразделения;
Ø Определяются должностные обязанности, как сумма определенных задач и функций и поручается их выполнение конкретным лицам.
При разработке организационной структуры высшее руководство фирмы идет по пяти направлениям:
Ø Специализация работ;
Ø Департаментизация;
Ø Определение полномочий;
Ø Размер контрольных функций;
Ø Методы координации.
Далее с помощью специализации решается вопрос распределения задач компании между ее работниками. При отсутствии или слабой специализации работники несут ответственность за все или почти все вопросы.
При разработке организационной структуры специалисты отталкиваются от целевых функций и функциональных элементов организации.
В нашей гостинице «Ирис» к целевым функциям можно относиться:
v Прием и размещение гостей;
v Производство питание;
v Продажу номеров;
v Маркетинг;
v Организацию деловых встреч и конференций.
А, к функциональным можно отнести:
v Обеспечение безопасности;
v Инженерное обеспечение;
v Бухгалтерский учет;
v Административную деятельность.
В гостиницы «Ирис» менеджеры работают в службе размещения, производстве питания и напитков они называются линейные менеджеры.
При разработке организационной структуры важную роль играет и количество уровней в иерархии управления, когда командные ступени выстраиваются в вертикальный ряд и строится схема взаимоотношений между руководителями и подчиненными.
По этой схеме каждый член персонала должен знать свое место в организационной структуре, а для эффективного управления необходимо четкое определение обязанностей.
Важной проблемой формирования структуры управления отелем является создание не только структуры в целом, но и ее органов управления:
Ø Руководства;
Ø Функциональной структуры;
Ø Вспомогательной структуры.
Руководство высшего звена также принимает решение, какую систему расчетов с клиентами использовать на предприятии. Но часть этих вопросов может быть передана на рассмотрение нижестоящим звеньям управления, если на генерального директора возложено слишком много полномочий и обязанностей.
В гостинице «Ирис» существует четко разделение на департаменты. Основными из них являются:
· Служба управления номерным фондом;
· Служба производства питания;
· Отдел маркетинга и продаж;
· Отдел кадров;
· Бухгалтерский отдел.
Менеджеры всех отделов подотчетны генеральному менеджеру. Каждый департамент также разбивается на более мелкие организационные единицы.
Департамент управления номерным фондом осуществляет бронирование номеров (сообщает об этом потенциальным гостям), гостеприимный прием гостей (чистый холл гостиницы, вежливое обращение с клиентами и ответы на все их вопросы, убранные номера) и др. Этот департамент в свою очередь делиться на несколько частей, каждая из которых решает определенные задачи.
Гость при прибытии сталкивается со службой размещения департамента управления номерным фондом, где он регистрируется и получает номер.
Служба горничных в большинстве случаев является наиболее функционально значимым подразделением, если речь идет о получении услуг гостиничного размещения, так как это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, коридоров и т.п. внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов
Лицо, возглавляющее службу горничных, несет ответственность за работу персонала по поддержанию чистоты и порядка в жилых и служебных помещениях гостиницы. Старшая же горничная получает задание и распределяет его выполнение среди подчиненных, одновременно выполняя административные функции, возложенные на нее исполнительным директором.