Изменение организации сбыта
В быстро растущих компаниях организационные изменения происходят достаточно часто. В «Хьюлетт-Паккард» следующее преобразование произошло в 1968 году. При неуклонно растущем числе действующих подразделений и расширении номенклатуры выпускаемых ими изделий копании пришлось постепенно переходить на групповую структуру. Организационно это повлекло за собой комбинирование подразделений соответственно номенклатуре продукции и рынкам ее сбыта, назначение руководителя группы и придание ему небольшого штата. Каждая такая группа несла ответственность за координацию действий всего дивизиона подведомственных предприятий, производственные и финансовые показатели каждого из них. В «Хьюлетт-Паккард» преследовали две цели: обеспечить совместимость производственных единиц для более эффективной коллективной работы, контролируемой изо дня в день, и начать децентрализацию некоторых функций высшего уровня управления таким образом, чтобы новые группы несли ответственность за некоторую часть планирования и другие функции, ранее находившиеся в ведении корпоративных вице-президентов.
Групповая структуризация распространялась и на организацию сбыта, где стало труднее, если не невозможно, одному специалисту по сбыту разбираться во всей номенклатуре изделий «Хьюлетт-Паккард», чтобы эффективно справляться с продажей. В рамках новой структуры каждый коммерческий агент стал представителем какой-то одной специализированной группы, он продавал и поддерживал положение на рынке изделий только этой группы.
По мере движения компании к групповой структуризации люди убеждались в том, что это изменение не есть отклонение от традиционных принципов управления. С самого начала твердо верили в то, что на такие группы людей можно возложить ответственность за специально оговоренную сферу деятельности, оставив широкие возможности разработки собственных планов и принятия своих решений. Новая организация не изменила эту базисную концепцию, а только упрочила ее. К началу 1990-х годов «Хьюлетт-Паккард» имела 65 подразделений, организованных в 13 производственных групп.
Систематизация принципов управления
Производство |
Элемент |
Управление |
Элемент |
Управляй, похаживая |
Рабочие |
Целевое управление |
Организация управления |
Прислушиваясь к покупателю |
Качество продукции |
Политика открытых дверей |
Доверие, свобода выражения мнений, неформальность обращения |
Гибкий график работы |
Нормированное количество часов работы, доверие к работнику |
Преемственность управления |
Ответственность менеджеров, сохранение квалифицированных кадров |
Изменение организации сбыта |
Способ продажи продукции |
Расплачивайся на ходу |
Финансирование, управление ценными бумагами |
Прислушиваясь к покупателю |
Нужды покупателей, обслуживание клиентов, удовлетворение их запросов | ||
Вера в людей |
Отношение к работнику, поощрение инициативы | ||
Долевое участие |
Распределение прибыли | ||
Децентрализация |
Структура управления |