Система профессионального образования
· слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);
· невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000 чел.). Западные университеты имеют численность от 20 000 до 50 000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.
· сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);
· возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и превращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";
· усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;
4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, школы бизнеса, центры образования и др.):
· распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации (отраслевых ИПК);
· сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специалистов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;
· недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужащих, обучение безработных);
· слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;
· переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");
· низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающая
их
уходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб росту квалификации;
§ процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой специализации;
· сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;
· отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business Administration) и общественного признания ее как главной программы профессиональной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;
· отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-образования, за исключением "президентской программы".