Оценка продукции
После того, как фирма выделила потенциальные товары, она должна провести фильтрацию продукции - исключить плохие, неподходящие идеи из дальнейшего рассмотрения. В настоящее время многие компании для первичной оценки используют фильтрующий перечень для новой продукции. В нем фирма перечисляет качества новых продуктов, которые она считает наиболее значимыми и сравнивает все идеи по этим параметрам. Перечень стандартизован и позволяет сопоставить идеи между собой. Он включает три основные группы характеристик: общие, маркетинговые и производственные. В рамках каждой группы оценивают несколько параметров продукции для каждой идеи на основе шкалы - от 1 (выдающаяся) до 10 (очень плохая). Кроме того, взвешивается важность каждого параметра продукта, поскольку они по-разному влияют на его успех.
Пример фильтрующего перечня новой продукции:
Показатели |
Значения оценок |
Общие характеристики новой продукции - Потенциальная прибыль - Существующая конкуренция - Размер рынка - Уровень инвестиций - Возможность патентования - Степень риска Маркетинговые характеристики новой продукции - Маркетинговые возможности - Воздействие на существующую продукцию (товарные марки) - Привлекательность для существующих потребительских рынков - Потенциальная длительность жизненного цикла продукции - Воздействие на образ - Устойчивость к сезонным факторам Производственные характеристики новой продукции - Соответствие производственным возможностям - Продолжительность времени до коммерческой реализации - Простота производства продукции - Доступность трудовых и материальных ресурсов - Возможность производства по конкурентоспособным ценам |
Во время этапа фильтрации должна определяться возможность патентования новой продукции. Патент дает изобретателю полезного продукта или процесса исключительные права на продажу на 17 лет (для фармацевтических препаратов - 14 лет). Управлению патентования должны быть представлены планы рабочей модели. Когда подаются заявки на патенты, информация о них становится доступной общественности. Обладатель патента имеет право продать изобретение или получать лицензионные отчисления от него.