Ситуация на рынке ГКО
Если рассмотреть параллельно ситуацию на рынке ГКО в России и провести сравнительный анализ с рынком ГКО в Беларуси, то можно сказать следующее:
До кризиса, который произошел в 1998 году, финансовый рынок России был очень сильно развит и рынок Беларуси был практически привязан к ситуации, которая происходила на российском рынке. Но после этого кризиса ситуация резко изменилась. Одной из причин этого кризиса было то, что большую часть своих активов российские банки держали в ГКО. Эта часть составляла до 60%. Это было очень невыгодно потому, что активы лучше держать в ликвидной форме, то есть в той форме, которую легко превратить в наличные или безналичные деньги. То, что банкам это разрешалось, было большой ошибкой. В результате мы имеем десяток обанкротившихся банков. В РБ ситуация с этим обстояла немного иначе: у наших банков был предел той суммы активов, которую они могли бы держать в ГКО.
Начнем с того, что рынок ГКО России, как первичный, так и вторичный, до кризиса были развиты лучше, чем в Беларуси. Об этом нам говорит то, что экономические реформы в России начались раньше и проходили в более быстрой форме, хотя и не сказать, что они давали лучший результат.
Общие принципы функционирования ГКО были разработаны в рамках Российско-американского банковского форума. Для их реализации в Центральном банке Российской Федерации создано управление ценных бумаг, которое занимается размещением государственных облигаций, операциями на вторичном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле 1992 года Центральный банк России провел конкурс среди российских бирж, победителем которого была признана Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ) Первый же аукцион по размещению трехмесячных ГКО был проведен в мае 1993 года. Это на год раньше, чем был объявлен первый аукцион в Беларуси. Механизм проведения сделок купли-продажи в РБ и Российской Федерации практически совпадает.
В отличие от РБ эмитентом ГКО в России является не правительство, а Министерство Финансов РФ. Он выполняет те же функции, что и правительство РБ на рынке ГКО. Но Национальный банк имеет еще одну функцию, которую не имеет наш банк – функцию контролирующего органа.
Теперь же о самом рынке. С учетом того, что рынок ГКО получил макроэкономическое значение, Центробанк РФ в виде краткосрочных облигаций получил еще один инструмент для реализации своей регулирующей роли, направленной на управление денежной и кредитной массой. К середине 1995 г. операции Центробанка РФ на рынке облигаций стали приобретать важное регулирующее значение, равное интервенциям на валютном рынке и кредитным аукционам ЦБ РФ.
рис.2. Динамика объема рынка и поступления в бюджет[5] |
Из графика видно, что объем рынка ГКО России очень быстро растет и он намного превышает наш рынок ГКО.
В октябре Минфин и Центробанк внедрили практику проведения аукционов по дополнительным траншам выпусков облигаций, уже находящихся в обращении. Этот опыт, широко распространенный во всем мире. Одной из основных целей этой практики стала потребность постоянного привлечения денежных средств, в бюджет. В связи с еженедельным графиком аукционов стала возможной оптимизация денежных потоков и отпала необходимость массированных аукционов, проводившихся раз в месяц и серьезно влиявших на конъюнктуру в других сегментах финансового рынка. Кроме этого, в условиях плохо прогнозируемого или недостаточно высокого спроса снималась проблема эмиссии выпуска, небольшого по объемам и вследствие этого обладавшего ограниченной ликвидностью, а просто увеличивался объем облигаций, уже находившихся в обращении