Функции правительства, Министерства Финансов и НБ на рынке ГКО
Эмитентом ГКО является правительство РБ. Министерство финансов является генеральным агентом правительства. Непосредственно бумаги размещает финансовый агент – Национальный банк. Функциями правительства является выявление целей, задачей размещения ценных бумаг. При принятии решения о выпуске оно определяет его предельный объем, период размещения и ограничения на потенциальных покупателей. Министерство Финансов осуществляет контроль за проведением данных операций. Национальный банк Беларуси проводит размещение, обслуживание и гарантирует своевременное погашение выпущенных облигаций, то есть он выполняет чисто технические функции. Эмиссия осуществляется в виде отдельных выпусков на срок до одного года (3, 6, и 12 месяцев).
Выпуск осуществляется на безбумажной основе в виде записей на счетах «депо». Счета «депо» находятся в депозитарной системе, созданной в РБ: включает центральный депозитарий и уполномоченные депозитарии. Центральный депозитарий – это депозитарий НБ, а уполномоченные – КБ. В РБ до недавнего времени существовало две депозитарные системы. Есть еще своя депозитарная система для корпоративных, ценных бумаг. Их объединение произошло с объединением Межбанковской Валютной Биржи и Белорусской Фондовой Биржи в декабре 1998 года. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, в котором указывается:
- объем выпуска.
- номинальная стоимость одной облигации.
- срок обращения.
- даты выпуска и погашения.
Каждому выпуску присваивается государственный регистрационный номер
Национальный Банк может приобретать облигации от своего имени и за свой счет на первичном аукционе у правительства РБ. Это происходит в двух случаях:
а) при предоставлении Министерству финансов РБ, прямого краткосрочного кредита в виде покупки облигаций;
б) при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих в процессе выпуска и погашения облигаций.
В обоих случаях ГКО приобретаются по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита определенного законодательными органами для кредитования государственного бюджета.
Если в период своего становления рынок ГКО всецело зависел от тенденций, складывавшихся на других сегментах финансового рынка, то во время кризиса это взаимодействие было двусторонним. В условиях быстрого роста емкости рынка ГКО переток средств между различными сегментами финансового рынка стал очевиден.
В настоящее время на МВФБ РБ ощущается дефицит высоколиквидных государственных, ценных бумаг. Не заняли должного места такие перспективные финансовые инструменты, как фьючерсы и опционы.
Конечно, в росте привлекательности рынка ГКО ясно просматривается их спекулятивная принадлежность, т.е. эти средства изначально не были ориентированы на производительное потребление. Но нелепо оспаривать преимущества, возникающие в связи с перераспределением капиталов (которые все равно не направляются на производственные нужды) в пользу использования их в государственных целях. И хотя следует осознавать, что государство направляет эти капиталы на латание дыр в бюджет, а не на производственные инвестиции в экономику, по всей видимости, это единственный реальных способ обеспечить их должное применение.
С учетом того, что рынок ГКО получил макроэкономическое значение, Центробанк в виде краткосрочных облигаций получил еще один инструмент для реализации своей регулирующей роли, направленной на управление денежной и кредитной массой.