Пути развития сервисных подразделений вертикально-интегрированной компании “ЮКОС”.
Рис. 11 График переработки сырья НК “НПЗ” (тонн).
На Новокуйбышевском НПЗ планируется развитие глубокой переработки нефти. К 2005г. на нем будет построена новая установка каталитического крекинга мощностью переработки 4 млн. т. нефти в год, две очереди комплекса по производству высококачественного топлива, комплекс по производству высококачественных смазочных масел, современнейшая установка риформинга бензинов мощностью 1,2 млн. т. в год. Модернизация производства позволит увеличить глубину переработки нефти с 62% до 85% и довести глубину переработки до современного европейского уровня.
Программа кооперации трех предприятий позволит на 40% сэкономить инвестируемые средства и повысить загрузку предприятий до 90-95%, а вместе с этим и отдачу от инвестиционных вложений. Программа реконструкции производства на НПЗ по предварительным оценкам составляет 700 млн. $, из которых 200 млн. $ уже освоены. Экономическая эффективность такой кооперации оценивается в 30 млн. $ в год со сроком окупаемости менее полугода.
НК “ЮКОС” также пытается реализовать проект реструктуризации НПЗ. Это прежде всего выделение сервисных предприятий из состава заводов (создано 14 новых предприятий). Одновременно идет передача объектов социальной сферы вместе с обслуживающим персоналом в муниципальную собственность и ведение профсоюзных организаций. Реализация этой программы позволяет снизить расходы и добиться удешевления стоимости сервисных услуг за счет создания конкурентной среды.
Одно из перспективных направлений - улучшение ассортимента продукции. Спрос на рынке сегодня резко изменился в пользу высокооктановых бензинов и дизельного топлива за счет снижения потребления мазута и 76-го бензина. Так Новокуйбышевский НПЗ отказался от производства этилированных бензинов, увеличив объем выпуска высокооктановых бензинов на 30%, благодаря проведению программы реконструкции мощностей каталитического риформинга. При этом удалось сохранить устойчивые связи с потребителями и высокое качество продукции, занять доминирующее положение на российском рынке, где доля компании составляет 17%.
Без проведения реконструкции сохранения конкурентоспособности компании является недостижимой целью. Поэтому следующим этапом реконструкции НПЗ является программа модернизации мощностей каталитического крекинга, направленная на увеличение выпуска дизельного топлива и снижение производства мазута. В компании разработана и реализуется “среднесрочная” (на период до 2003 года) программа реконструкции действующих мощностей. Отличительными особенностями этой программы являются:
· использование небольших и быстроокупаемых проектов;
· обособленные бюджет и организационная структура;
· ориентация на максимальное использование отечественного оборудования и подрядчиков.
Таким образом, программа, охватывающая все заводы самарского узла, позволяет устранить наиболее узкие места в структуре производства. То есть даже в условиях кризиса взгляд, ориентированный в будущее, позволит компании сохранить свои позиции в конкурентной борьбе.
Вопросам кооперации предприятий в рамках самарского узла уделяется повышенное внимание, поскольку этим достигается решение сразу нескольких задач в рамках программы повышения конкурентоспособности продукции. Это снижение издержек, улучшение структуры товарного баланса двух предприятий (КНПЗ и НК НПЗ), оптимизация системы отгрузок и хранения нефтепродуктов. Реализация данного проекта также позволяет дополнительно увеличить выработку высокооктановых бензинов на 10%, а также перейти на выпуск 50 тыс. т. в год дизельного топлива с серой 0,05%. Снизятся также удельные затраты на переработку нефти при увеличении выработки товарной продукции.
Все эти плюсы говорят “за” кооперацию заводов. Однако без проведения реконструкции сохранение конкурентоспособности просто немыслимо. А для реализации программ реконструкции потребуется привлечение долгосрочных инвестиций, что в условиях сегодняшнего российского кризиса достаточно проблематичная задача. Но будем надеяться, что в России будут созданы все необходимые условия для привлечения иностранных инвесторов.
Несмотря на кризис, на Новокуйбышевском НПЗ продолжается реализация уникального проекта госфинподдержки (ГФП), (табл.13), в рамках которого, начиная с 1996г. (от начала реализации проекта), компанией строго соблюдаются все условия предоставления кредита.
В настоящее время на НК “НПЗ” разрабатывается новая экологическая программа, рассчитанная на период до 2005 года. В экологическую программу завода включены мероприятия, связанные с